Подпишитесь на интересную рассылку!

Хедхантеры. Кто они - охотники за головами?

22.04.2016 11474

Их служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна, но смелые охотники за головами — профессионалы особого рода: им приходится выполнять весьма деликатные миссии, связанные с самым большим бизнесом и очень важными персонами, которым чрезмерная публичность совершенно ни к чему.

Из клана МакЛаудов

Юноша народа даяки, абориген острова Борнео (Калимантан), становился настоящим мужчиной только после того, как приносил в свое племя голову врага, убитого на поле брани. Без этого нельзя было жениться. Отрубленные головы, столь важное свидетельство мужественности, подвергались специальной обработке и высушивались на солнце. Чем больше засушенных голов, тем выше авторитет воина. Особенно ценились головы европейцев.

Подобные обычаи были широко распространены среди аборигенов Юго-Восточной Азии и Океании, Африки и Южной Америки. Традиция хедхантинга, охоты за головами, объясняется разными религиозными и социальными аспектами жизни дикарей. В частности, считалось, что, забирая голову врага, воин получает его душу, жизненную силу. На этой гуманистической гипотезе, кстати, основаны сверхпопулярный в 1990-е годы цикл голливудских блокбастеров «Горец» и соответствующий сериал. Там, правда, отрубленные головы не высушивали.

Особенно прославились хедхантеры Амазонки. Они научились сильно уменьшать отрубленные головы, превращая их в своеобразные амулеты, сувениры. Говорят, кое-где этот промысел сохранился до наших времен. Любителям острых ощущений предлагают специальные туры за большие деньги. Правда, никто не гарантирует, что твоя собственная голова не пополнит ассортимент подпольных торговцев этим экзотическим товаром.

Тайный агент

Трудно сказать, кто первым применил кровожадный термин «охота за головами» к процессу поиска и переманивания из одной компании в другую лучших топ-менеджеров. Видимо, кто-то из журналистов. Но с середины прошлого века термин прочно закрепился в своем новом значении. А что? Образ удачный. Хедхантинг – занятие не для слабонервных. Порой, чтобы заполучить нужную голову, приходится действовать агрессивно.

Хедхантер – это шпион, провокатор, психолог, а подчас хакер и шантажист в одном флаконе. Это агент 007, только без права на убийство (хотя, будь их воля, иные рекрутинговые агентства охотно предоставляли бы это право своим агентам).

Технология тут такая. Компания обращается в хедхантинговую фирму с заявкой найти на должность СЕО, президента или директора подразделения человека, который удовлетворял бы определенным требованиям, имел необходимый опыт работы в отрасли, а также проявил себя с самой наилучшей стороны на этом поприще. Порой даже поступают заявки на формирование совета директоров.

Понятное дело, что менеджеры такого уровня на дороге не валяются. Они где-то в данный момент работают.

Во-первых, их надо отыскать. Во-вторых, убедить поменять место работы. И принести заказчику на блюдечке с голубой каемочкой голову вместе с остальными частями тела.

Хорошие хедхантеры и сами на дороге не валяются. И дорогого стоят. Гонорар хедхантера достигает 30% годовой зарплаты приведенного заказчику топ-менеджера.

Хедхантер – специалист особого рода, действительно сродни агентам спецслужб. Он должен ориентироваться в профильном бизнесе почти так же, как те светлые головы, за которыми и ведется охота. И отраслевых знаний тут недостаточно. Хедхантер должен внедриться в мир, в котором обитают люди данной профессии. И вот, внедрившись в профессиональный мир, охотник за головами расставляет свои сети. То есть обзаводится сетью информаторов, которые работают на хедхантера как за денежное вознаграждение, так и по дружбе, на основе партнерских отношений.

Миссия невыполнима

Получив заказ, хедхантер приступает к поиску головы, отвечающей выдвинутым к ней требованиям. Прежде всего изучается состояние данного сегмента рынка, выделяются наиболее успешно действующие на нем компании, оцениваются наметившиеся рыночные тренды. Затем тщательно анализируется бизнес-модель компаний, лидирующих на рынке, механизм их успеха: насколько он зависит от эффективной работы топ-менеджера указанной в заказе специализации, насколько – от действий других членов управленческой команды и насколько – от внешних привходящих обстоятельств. Составляется список кандидатов, каждому присваивается определенный рейтинг в соответствии с его деловыми достижениями. Есть более-менее общепринятая система тарификации мене­джерских заслуг, но, конечно, у каждого хедхантера имеются собственные наработки, своя шкала повышающих и понижающих коэффициентов. Учитываются не только достижения, но и творческий потенциал, способность к адаптации в новой среде и многое другое.

Хедхантер должен быть тонким психологом и уметь пользоваться всеми потайными рычагами воздействия на человека.

Составив лонг-лист кандидатов, хедхантер приступает к более тщательному изучению каждого персонажа. Фиксируется буквально все, в чем хедхантеру помогают его информаторы.

Крайне важно понять психологию, характер кандидата. Хедхантер должен быть тонким психологом и уметь пользоваться всеми потайными рычагами эмоционального воздействия на человека. Собранная информация по каждому кандидату хранится в персональном досье – она может пригодиться при выполнении следующих заказов. Чем больше у хедхантера информации, тем успешнее его карьера и тем выше его собственная цена на рынке.

Хендхантеры. Кто они - охотники за головами?

Естественно, вся информация конфиденциальна. И собирается она в строжайшей тайне с максимально возможной осторожностью, дабы не спугнуть «дичь» и не вызвать кривотолков.

Наконец, список наиболее ценных кандидатов кладется на стол заказчику (это уже шорт-лист). По ходу консультаций с заказчиком определяются приоритетные направления дальнейших действий: на ком из кандидатов сосредоточиться в первую очередь, к кому обращаться, если не удастся договориться с самым желанным кандидатом.

Федя, дичь!

Заключительный этап выполнения заказа – самый сложный. Необходимо доказать человеку вполне успешному, прекрасно зарабатывающему, что он живет неправильно. И что ему представился шанс все исправить.

Естественно, переговоры сугубо конфиденциальные. Для вербовки хедхантеры чаще всего используют не респектабельные рестораны, а неприметные места, куда лица, входящие в круг общения кандидата, вряд ли заглянут.

В ход идут любые аргументы. И зарплата – отнюдь не главный аргумент. Обычно дело решает профессиональное честолюбие: престижность нового места работы, высокая степень самостоятельности, широкий круг компетенций, масштабы бизнеса...

Сценарий беседы составляется хедхантером заблаговременно. Причем предусматривается несколько вариантов развития сюжета в зависимости от того, как может повернуться разговор. Подчас в ход пускаются даже такие, казалось бы, малозначащие аргументы, как сторона света, на которую выходят окна кабинета на новом рабочем месте, и вид за окнами. Однажды завершающую победную точку в вербовке некий хедхантер, охотившийся за СЕО компании из третьей сотни топ-500 журнала Fortune, поставил, сыграв на спортивных пристрастиях кандидата. Хедхантер решил дело в свою пользу, сообщив, что центральный офис нового работодателя расположен неподалеку от базы любимой бейсбольной команды кандидата.

После получения согласия от кандидата на перемену работы хедхантер сводит его с компанией-клиентом для заключения договора. Перед этим выполняется ритуальная формальность – у кандидата берут интервью.

Завершив миссию, хедхантер отправляется куда-нибудь на острова. Или в Скалистые горы – повисеть на скале без страховки, отдохнуть от захватывающих приключений. И тут раздается звонок его мобильного телефона: есть новый заказ. Хедхантер тут же отправляется в офис за по­дробностями. Потому что он настоящий охотник за головами и охотничий азарт в нем неистребим.


Статьи по теме

7 причин, почему мы покупаем товары, которые нам не нужны

Вам знакомо чувство, когда вы жалеете о том, что купили что-то совсем не нужное? Почему же так происходит? На какие крючки нас так ловко цепляет реклама? В статье мы разберем 7 причин, которые побуждают человека к таким действиям.

Геймификация в бизнесе: история, ошибки, механики

Могут ли рутинные дела превратиться в увлекательный процесс? Да, именно эта идея скрывается в понятии «геймификации».

Крауд-фандинг: с миру по нитке – стартапу бюджет

Вместо традиционных и зачастую бесплодных двух минут в лифте с инвестором иногда лучше напрямую обратиться к своим потенциальным потребителям: мир не без добрых людей, и на хорошее дело деньги всегда найдутся.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(10) "technology" ["news_url_postfix"]=> string(10) "headhunter" }