Подпишитесь на интересную рассылку!

Кормилец Анри Нестле

16.09.2016 7143

Переехав во франкоязычный кантон Швейцарии из Франкфурта и сменив немецкое имя на французское, Анри Нестле заложил основы современной индустрии детского питания и создал могучую корпорацию.

История семейства Нестле уходит корнями вглубь веков. Благодаря образцовому порядку, царившему в германских муниципальных документах и в XV веке, нам известно, что в 1495 году в Миндерсбахе на свет появился родоначальник династии Нестле. У него было трое сыновей - Ганс, Генрих и Сэмюль Нестлин. Именно эта троица послужила основой для фамильного герба: на нем изображены три птицы, сидящие в гнезде.

Старший Ганс, родившийся в 1520 году, занялся стекольным ремеслом. Он и его сыновья были истинными мастерами, производившие продукт отменного качества. И оконное стекло, и стеклянную посуду горожане раскупали с большой охотой.

Нестлины накапливали не только фамильный капитал, но и общественный авторитет. Члены семьи назначались бургомистрами немецких городов  Дорнштатен, Фреденштат, Нагольд и Шульц.

Сын стекольщика

Генрих Нестлин, родившийся во Франкфурте 10 августа 1814 года, был одиннадцатым ребенком из четырнадцати в семье уважаемого франкфуртского стекольщика Иоганна Ульриха Матиаса Нестлина и добропорядочной Анны-Марии Катарины Айманн. Генрих же решил стать не стекольщиком, но фармацевтом. Сначала он учился на фармацевта в родном Франкфурте. А затем перебрался в швейцарский городок Веве, где четыре года стажировался в аптеке под присмотром опытного провизора. И лишь после этого получил патент на право изготавливать лекарственные препараты и продавать их швейцарцам.

Во франкоязычном Веве Генрих Нестлин, чтобы не сильно выделяться среди горожан, переиначил имя на французский манер – стал Анри Нестле. В 1843 году он открыл собственное предприятие. Деньгами помогла его вдовствующая тетка, проживавшая во Франкфурте.

Анри Нестле по сходной цене приобрел небольшое перерабатывающее производство, куда входили фабрика для изготовления растительного масла, поля и луга для выращивания сырья, лесопилка, склады готовой продукции и транспорт, который в ту пору был исключительно гужевым. Нестле начал с производства фруктовых ликеров и уксусов, которые пользовались хорошим спросом. Получаемую прибыль он вкладывал как в укрупнение производства, так и в расширение ассортимента выпускаемой продукции. В результате экспериментов ему удалось создать рецепт лимонада с оптимальным соотношением газированности и тонкости вкуса. Вскоре Нестле наладил производство нескольких сортов горчицы в широком вкусовом спектре – от мягкой, от которой не морщились даже трехлетние дети, до сорта «вырви глаз», пользовавшейся популярностью у крепких парней, чьи желудки были способны переваривать гвозди. Но по-настоящему он прославился несколько на ином поприще.

Молочные реки

Будучи человеком основательным, Анри Нестле связал себя брачными узами лишь тогда, когда полностью уверился в прочности своего финансового положения. Ему уже было 48 лет. Его избранницей стала 19-летняя фрейлин Клементин Эман, дочь врача из Франкфурта. Именно она устроила для работниц на фабрике некое подобие детских яслей.

Как-то раз Клементин рассказала мужу о том, что у некоторых матерей не хватает грудного молока. Анри Нестле задумался: а нельзя ли создать заменитель материнского молока? Ведь тогда работницы могли бы не отвлекаться на кормление своих младенцев - за них это могли бы делать сотрудницы яслей.

После многочисленных экспериментов с различными пищевыми компонентами Нестле нашел формулу искусственного питания для младенцев. В рецепт вошли пшеничная мука тонкого помола, сахар и коровье молоко. Довольно сложно было разработать технологию получения сухой субстанции этой смеси, которая легко бы разводилась теплой водой до необходимой консистенции. Но и эта проблема была решена многоопытным фармацевтом. В результате в 1867 году на швейцарском пищевом рынке появился уникальный продукт под названием «Молочная мука Анри Нестле» (Farine Lactée Henri Nestlé).

В рекламном проспекте говорилось о том, что молочная смесь несет детям жизнь. И это была чистая правда. Первым потребителем продукта стал недоношенный ребенок одной из сотрудниц фабрики. Ребенок не мог пить ни материнское, ни коровье, ни козье молоко, которое детский организм отторгал, словно яд. Младенец бы просто не выжил, если бы не «молочная мука».

Новый продукт, утвердившись в Швейцарии, стремительно завоевывал Европу. Нестле год от года расширял производство, нанимая новых сотрудников и осваивая все новые и новые рынки сбыта. В качестве товарного знака он выбрал графически упрощенное изображение фамильного герба. Причем трое основателей династии трансформировались в птицу и двух ее птенцов, выкармливаемых в гнезде. Маркетологи предложили Нестле упростить символику, введя в логотип белый крест, как на флаге Швейцарии. Анри Нестле категорически отказался, заявив: «Я не могу и не хочу для каждой страны вводить соответствующие ее символике торговые марки. Кто угодно может использовать крест, но никому не дано воспользоваться моим фамильным гербом».

Семейное гнездо

Нестле придавал большое значение маркетинговой культуре, хоть в те времена еще и термина такого не было. Все должно быть подчинено интересам клиента, говорил Нестле, и тогда клиент отплатит фирме высокой лояльностью. А лояльность клиента гарантирует постоянство взаимовыгодный отношений.

Для торговли продукцией компании Nestle создавались удобные павильоны с открытыми прилавками и приветливыми продавщицами, способными ответить на любой вопрос покупателя. Павильоны устанавливались не в самых бойких местах городов, а в парках и на бульварах, где обычно мамаши и гувернантки выгуливают детей. Причем архитектура этих сооружений настраивала людей на соответствующий лад, поскольку в ней угадывались черты гнезда.

Все шло самым наилучшим образом. Однако в начале 1870-х годов Анри Нестле стал все чаще задумываться о том, чтобы удалиться от дел - возникли проблемы со здоровьем. И в 1875 году он продал компанию партнерам по бизнесу за миллион франков.

Переселившись с женой в соседний Монтре, Анри зажил тихой жизнью не столько инвестора, сколько филантропа, давая землякам ссуды на строительство под совершенно смехотворные проценты. А порой, когда встречал небогатого человека, который производил на него благоприятное впечатление, так и вовсе действовал себе в убыток.

Последним пристанищем Анри Нестле стал дом в Глионе (это рядом с Монтре, в горах), который теперь известен как «вилла Нестле». Здесь Анри Нестле и скончался от инфаркта 7 июля 1890 года.

Кисельные берега

В 1870-е Nestle схлестнулась с «Англо-швейцарской компанией по производству и продаже сгущенного молока», которая тоже взялась выпускать молочную смесь для детей. Nestle в ответ вторглась на рынок сгущенного молока. До 1905 года конкуренты шли вровень, а затем объединились.

И к первой мировой войне компания, получившая название Nestle and Anglo-Swiss Milk Company, была безусловным мировым лидером в своем сегменте рынка. Ей принадлежало 40 фабрик в Швейцарии, США, Испании, Великобритании и Германии. Ее продукция поставлялась на все материки за исключением Африки.

Война для Nestle оказалось очень выгодной, поскольку воюющие армии закупали огромное количество сухого и сгущенного молока. Между двух войн появился продукт, который по силе воздействия на общество, вполне можно сравнить с детской молочной смесью. В 1930 году Бразильский институт кофе обратился к руководству компании с просьбой помочь в разработке новых продуктов, что было связано с кризисом перепроизводства кофе в стране и невозможностью сбыта ценного пищевого сырья. После восьми лет исследований и экспериментов был найден способ изготовления первого в мире растворимого кофе. Потребители встретили новый продукт, запущенный под брендом Nescafe, с восторгом. Процесс приготовления ароматного напитка упростился до предела: всыпал в чашку с кипятком порцию порошка, помешал ложечкой – и можно пить. Эта новинка оказалась как нельзя кстати для армии США во время второй мировой войны. Nescafe, незаменимый в полевых условиях, стал основным напитком американских солдат и офицеров.

Успех у потребителя обернулся гигантским экономическим скачком компании. Если в 1938 году прибыль Nestle составляла $100 млн., то к 1945 году выросла до $225 млн.

Ну, а после войны компания начала в громадных количествах скупать бренды и фирмы, причем не только пищевые, но и косметические. Теперь ей принадлежат 511 фабрик в 86 странах мира, на которых работают 253 тыс. человек. Nestle S.A. производит растворимый кофе, минеральную воду, соки, детское питание, шоколад, замороженные и консервированные продукты, мороженое, бульоны, соусы, молочные продукты, корм для домашних животных, медицинские препараты, косметику - всего более восьми тысяч брендов. И все это зиждется на фундаменте сухого молока, изобретенном Анри Нестле.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(20) "kormilec-anri-nestle" }