Подпишитесь на интересную рассылку!

Шиномонтаж Братьев Мишлен

22.11.2016 8476

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Братский бизнес

Дипломированный инженер и архитектор, Андре Мишлен пять лет занимался картографией в министерстве внутренних дел, после чего открыл в Париже слесарную мастерскую. А потом перенес свое дело на родину, в Клермон-Ферран, где 28 мая 1888 года основал компанию Générale des Etablissements Michelin. Профиль был тот же: производство металлоконструкций и слесарные работы. Вскоре он убедил и младшего брата перебраться в Клермон-Ферран – выпускник парижской Академии художеств Эдуард Мишлен закрыл свою студию в Париже и присоединился к семейному бизнесу.

На фабрике братьев Мишлен, занимавшей площадь в 12 гектаров, трудились 52 человека. Дела шли неважно до тех пор, пока братья не обратили внимание на новомодное транспортное средство – велосипеды. Первой ласточкой стала разработанная Андре Мишленом тормозная колодка с характерным названием Silence (тишина). А затем пришел черед и шинам, сначала велосипедным, поскольку до массового появления автомобилей оставалось еще целое десятилетие.

Первым «прорывным» изобретением компании Michelin стали сменные шины. Дело в том, что в то время велосипедная шина наглухо приклеивалась к колесному ободу, поэтому ее ремонт требовал двух-трех часов работы и еще сутки на то, чтобы клей как следует высох. Со сменной шиной можно было управиться и за 15 минут.

Премьера новинки состоялась на престижной велогонке Париж – Брест – Париж. Ее с большим преимуществом выиграл гонщик Шарль Террон, рискнувший поставить на свой велосипед сменные шины Michelin. А в следующем году братья сами организовали велогонку-«презентацию», разбросав на участке пути между Парижем и Клермон-Ферраном пару ведер гвоздей. Это лучше любой рекламы убедило велосипедистов, что со сменными шинами прокол – уже не катастрофа.

В 1895 году на фабрике Michelin сконструировали первую «самодвижущуюся повозку» Eclair с колесами в пневматических шинах. Через несколько лет на электромобиле Jamais Contente с шинами Michelin был преодолен символический рубеж скорости – 100 км/ч. До начала ХХ века оставалось два года...

Пора выпить!

Однажды младший Мишлен, проходя мимо витрины собственного магазина, вдруг увидел в сложенных горкой шинах фигуру человека. Все же он был истинный художник! Так возникла одна из самых гениальных рекламных идей всех времен и народов.

Известный художник О’Галоп по заказу Эдуарда Мишлена изобразил «закутанного» в шины человека в очках и с сигарой в зубах. В руке он держал кружку с пивом, а латинская надпись на рисунке гласила: «Nunc est bibendum!» («Пора выпить!»). Это, по замыслу художника, отсылало к тогдашнему слогану Michelin: «Мишленовские шины преодолевают все преграды» (в оригинале – «проглатывают залпом»). Но воспротивились заказчики: рекламировать алкоголь для водителей – как-то, знаете, не очень комильфо. Кружка исчезла, рука «шинного человека» просто застыла в своего рода приветствии. А имя «Бибендум» осталось.

Позднее лишенного выпивки Бибендума и от курева отвадили. К столетнему юбилею он заметно постройнел – в духе времени. Но как бы то ни было, сегодня «мишленовский человечек» – один из старейших и самых узнаваемых в мире рекламных персонажей, без устали работающий на бренд Michelin более чем в 150 странах. В 2000 году жюри из гуру рекламного бизнеса признало Бибендума лучшим логотипом в мире.

Глобальный тест-драйв

Компания братьев Мишлен быстро разрасталась, легко преодолевая государственные границы. Уже в 1905 году в Лондоне появилась первая «дочка» – Michelin Tyre Co. Ltd. За 10 лет братья построили несколько заводов в Англии, Италии, Германии, Испании, Чехословакии, Бельгии, США и Аргентине. А чтобы не зависеть от рынков сырья, в 1925 году приобрели значительные земельные участки в Индокитае, разбив на них собственные плантации каучука.

Инженеры Michelin постоянно что-то изобретали. Так, модель Sole была оснащена металлическими штифтами для лучшего сцепления с дорогой и продления срока службы шины. Другая модель – спаренная Twin – сыграла важную роль в создании первых грузовиков. А в 1913 году появилось сменное колесо, ставшее предтечей всем известной «запаски».

За три года до Первой мировой войны братья Мишлен обратили внимание на бурно развивающуюся авиацию. В 1911 году компания организовала соревнования Grand Prix Michelin: перелет из Парижа в Клермон-Ферран с посадкой на плоской вершине потухшего вулкана Пюи-де-Дом. А сразу после начала войны Эдуард Мишлен предложил французскому правительству помощь в постройке боевых аэропланов, передав армии первую сотню машин бесплатно. Всего за годы Первой мировой в Клермон-Ферране построили почти 2 тысячи аэропланов. В 1916 году специалисты Michelin соорудили первую в мире бетонную взлетно-посадочную полосу, позволявшую взлетать и садиться даже в дождливую погоду.

В 20–30-е компания Michelin продолжала удивлять мир новинками. Шины низкого давления (Comfort) для легковых машин и грузовиков, железнодорожный вагон Michelin и шины для поездов, шина со встроенной камерой (предшественница бескамерной шины), противозаносные полосы на шинах (Stop), широкая дорожная шина для гоночных автомобилей (Pilot), грузовая шина со стальным кордом (Metalic)... Важный технологический прорыв специалисты Michelin совершили сразу после окончания Второй мировой войны, разработав первую в мире радиальную шину (модель Michelin Х). Оснащенные такими шинами гоночные болиды Lancia B20 вместе с Renault 4CV, обутыми в мишленовские шины с поперечной конструкцией слоев, стали победителями в своих классах на ежегодных «суточных» гонках в Ле-Мане.

Среди последних инноваций Michelin – появившаяся в 1998 году укрепленная шина (система PAX), позволяющая автомобилю продолжать движение даже с проколотыми колесами. Шинами PAX сейчас оснащаются эксклюзивные Rolls-Royce Phantom и Bugatti Veyron, а в секторе массовых автомобилей – Honda Оdyssey, Acura RL и Nissan Quest.

Без формулы

Начав участвовать в гонках «Формулы-1» в 1977 году за конюшню Renault, радиальные шины Michelin спустя два года помогли добиться победы уже конюшне Ferrari. Однако дальнейшие отношения Michelin с одним из самых престижных спортивных шоу на планете не сложились. С 1984 по 2001 год компания в «Формуле-1» не участвовала. После возвращения оснащала своими шинами болиды из конюшен Williams, Jaguar и Benetton (с 2002 года переименованной в Renault), годом позже – Toyota и McLaren и к 2005 году стала безусловным фаворитом гонок. Во многом это произошло благодаря тогдашним правилам, запрещавшим замену шин после старта. А также тому, что Michelin поставляла шины практически всем конюшням, исключая лишь Ferrari, которую обслуживала компания Bridgestone.

А затем разразился скандал. Компания Michelin не смогла предоставить гарантий безопасности гонщикам перед очередными стартами американского Grand Prix. Незадолго до этого были приняты новые критерии безопасности, в частности ограничения на давление в шинах, что оказалось ударом как раз для мишленовских сликов (в них давление было больше требуемого). Все это вылилось в грандиозную склоку между руководством Michelin с одной стороны и Международной федерации автомобильных гонок (FIA) – с другой. Развязка наступила в декабре 2005 года, когда Michelin объявила, что уходит из «Формулы-1». После чего шинным монополистом «Формулы-1» стала все та же Bridgestone.

Зато начиная с 1998 года Michelin проводит свои собственные международные соревнования – пока еще не столь престижные, как «Формула-1», но, по мнению специалистов, с хорошими перспективами. Речь идет о ежегодных выставках-конкурсах Michelin Challenge Bibendum, на которых ведущие компании-производители демонстрируют свои новинки в секторе экологически чистого транспорта, работающего на солнечной энергии, водороде и прочих альтернативных видах топлива. К примеру, на последнем Michelin Challenge Bibendum, состоявшемся осенью 2007 года в Шанхае, свою продукцию представили более ста компаний, в том числе Volkswagen («Sun Diesel» Golf IV – Eco.Power), Ford (Escape Hybrid), Opel (Zafira Hydrogen 3), Audi (A8 TDI).

Смерть под парусом

В мае 2006 года эта новость потрясла весь мир. Промышленный магнат, CEO компании Michelin 43-летний Эдуард Мишлен-младший утонул в Атлантике! Его тело обнаружили близ острова Сен в Бретани, у северных берегов Франции. Судно, на котором он вышел в море, нашли на дне, на глубине 70 метров, без каких бы то ни было видимых повреждений.

Эдуард Мишлен-младший родился в 1963 году в родовом гнезде в Клермон-Ферране и после окончания лицея Sainte-Geneviève ##значок è!## в Версале и аспирантуры парижской Ecole Centrale присоединился к семейному делу. Поначалу Мишлен-младший занимал низовые должности, включая ученика рабочего-сборщика на конвейере. Только после прохождения воинской службы на французской атомной субмарине сын главы компании и правнук ее основателя получил свой первый руководящий пост – СЕО американского филиала Michelin, став полноправным партнером двух руководителей и совладельцев компании: своего отца и Рене Зинграффа.

В 1999 году Мишлен занял пост CEO всей группы Michelin. Одно из первых его решений – принятие плана кардинального сокращения штатов, предполагавшего увольнение 7,5 тыс. сотрудников. С другой стороны, Эдуард Мишлен-младший поддержал предложенную правительством идею укороченной 35-часовой рабочей недели. В общем, он быстро завоевал репутацию жесткого, но эффективного управленца.

Жизнь Эдуарда Мишлена-младшего не замыкалась на бизнесе. В 1992 году он женился, стал отцом шестерых детей. Свободное время отдавал церковной музыке (Мишлен был большим знатоком и любителей григорианских хоралов), горным прогулкам и – рыбалке. Что произошло на той роковой рыбалке, никто точно не знает. Но факт остается фактом: глава компании Michelin погиб в море.

Компанию с годовым оборотом свыше 15 млрд евро возглавил Мишель Ролье, двоюродный брат погибшего Эдуарда Мишлена-младшего, один из содиректоров. Впервые за 120 лет в высшем руководстве нет прямого потомка основателя компании: дети Эдуарда еще слишком малы. Но нет никаких сомнений в том, что клан Мишленов сохранит контроль над фамильным бизнесом и брендом своего имени, одним из самых узнаваемых в мировой экономике.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Марк Туллий Цицерон

Необычайно одаренный оратор, с одинаковой легкостью заставляющий аудиторию плакать и смеяться, Цицерон уже много столетий является непревзойденным учителем красноречия для людей, наделенных властью.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(27) "shinomontazh-bratev-mishlen" }