Подпишитесь на интересную рассылку!

Тадао Касио и его братья

23.10.2016 5925

Нынешние хайтековские гиганты создавали в середине прошлого века молодые амбициозные интеллектуалы с университетскими дипломами в кармане.

Но флагман японского электронного машиностроения Casio основали сыновья гастарбайтера, ни о каких университетах не помышлявшие. Тадао Касио и его младший братья изучали высокие технологии непосредственно на бизнес-практике

Большая семья

Он появился на свет 26 ноября 1917 года в деревне Уэда в префектуре Коти в крестьянской семье Сэгуро и Киёно Касио. Япония того периода времени, будучи страной сугубо милитаристской, наращивала вооружение, воевала с соседями и не проявляла ни малейшего интереса к жизни аграриев. Семейство Касио, как и миллионы других японских крестьянских семейств, пребывало в ужасающей нищете, победить которую за счет выращивания риса, разведения шелковичного червя и гончарного промысла не представлялось никакой возможности. Ситуацию усугубляла затяжная череда неурожайных лет.

В 1923 году Япония пережила самое разрушительное в своей истории землетрясение, унесшее более 100 тыс. жизней. Токио лежал в руинах, и понадобились десятки тысяч рабочих рук для его восстановления. Неженатый брат Киёно, владевший плотницким ремеслом, уговорил брата сестры распродать убогий домашний скарб и податься с женой и двумя детьми в столицу на поиски счастья.

В Токио, к сожалению, булки на деревьях не росли. Семейству переселенцев пришлось обосноваться в почти полностью разрушенном районе Токио Кёбаси и жить в землянке, крытой листами оцинкованного железа. Хоть столице и нужны были рабочие руки, но Сэгуро долго мыкался чернорабочим с грошовой зарплатой, прежде чем овладел должными профессиональными навыками, и его взяли в строительную компанию. Однако и эта стабильная работа, и надомный приработок жены не решали финансовые проблемы, поскольку в семействе Касио происходил постоянный «прирост населения».

В 11 лет Тадао закончил обязательный начальный курс обучения и объявил родителям, что намерен поступить на работу и помогать семье бороться с нищетой. У родителей был иной план относительно будущего сына: не для того они переселились в столицу, чтобы их дети, а потом и внуки, всю жизнь сводили концы с концами, и чтобы их кругозор ограничивался заботами о хлебе насущном. И Тадао продолжил обучение, которое было уже не бесплатным – 2 иены в месяц. Отец, чтобы выкроить эти деньги, отказался от трамвая – ежедневно он добирался до работы пешком, на что в оба конца уходило 4 часа.

А в 14 лет уже сам старший сын начал демонстрировать чудеса трудовой, бытовой и образовательной доблести. Поступив в механическую мастерскую учеником токаря, он проявил такие прилежание, трудолюбие, энергичность и пытливость, что хозяин предприятия господин Эномото направил его на вечернее отделение технического училища Waseda Koshu Gakko (ныне – университет Васеда), взяв на себя две трети бремени по оплате обучения. Совмещая работу и учебу с заботой о младших братьях, Тадао до такой степени изматывал себя, что военная комиссия признала его негодным к строевой службе из-за недостаточной мышечной массы, причислив к резервистам третьей очереди. В милитаристской стране, каковой была Япония перед Второй мировой войной, в стране с высокочтимыми самурайскими традициями это было почти что позором. Угрызения совести отчасти компенсировало то обстоятельство, что мастерская, в которой он работал, перепрофилировалась со сковородок, кастрюль и велосипедных фар на изготовление гильз для артиллерийских снарядов.

Станок-кормилец

В 1941 году сосед семьи Касио, уходя на фронт, предложил Тадео выкупить у него механическую мастерскую, главным активом которой был старенький токарный станок. Тадао, взяв заем в три тысячи иен, начал делать детали для военных самолетов, в чем ему помогали братья – окончивший электротехническое училище Тосио и школьник Кадзуро. Через год не только был выплачен долг, но и появились деньги для женитьбы старшего брата. Его избранницу звали Сигэ, с ней Тадао прожил до конца своих дней.

В конце войны, когда авиация союзных войск ровняла с землей вражескую столицу, оставаться в городе было смертельно опасно. И Тадао с отцом вывезли многочисленное семейство, насчитывавшее к тому моменту 11 человек, из Токио. Когда же они вернулись, чтобы оберегать недвижимость от мародеров, их район выглядел точно так же, как и в 1923 году после землетрясения. На месте дома зияла воронка. Была разрушена и мастерская. Однако станок-кормилец каким-то чудесным образом уцелел.

После войны страна лежала в руинах. И перевести производство на мирные рельсы было крайне затруднительно, поскольку этих рельсов как таковых не существовало в связи с практически нулевой покупательной способностью населения. Однако Тадао исхитрился и начал выпускать две вещи, которые имели несомненную потребительскую ценность. Мундштук хитроумной конструкции, позволявший, во-первых, выкуривать сигарету полностью, до последней крохи табака. А, во-вторых, с ним можно было курить, не прерывая работы, что исключало трудовые потери, за чем бдительно следили мастера и бригадиры. Делали в мастерской и крохотное приспособление для выпекания рисовых лепешек, дешевое из-за малого расхода металла, требующегося на его изготовление. Устройство пользовалось большим спросом, поскольку покупку сковороды могли позволить себе лишь «богачи».

Именно с этих двух товаров началась основанная Тадао семейная компания Kashio Seisakujo. В производстве принимали участие все братья, а отец занимался сбытом продукции. Вскоре на Kashio Seisakujo появились три наемных рабочих.

Соревнование паровоза с лошадью

Тадао Касио вовсе не собирался посвятить всю свою жизнь производству курительных приспособлений и кухонной утвари. Он видел себя в будущем главой крупной корпорации, производящей солидную продукцию. Никак не меньше.

В 1946 году ему довелось побывать среди зрителей любопытного соревнования, относящегося к разряду «Кто быстрей: паровоз или лошадь?». В роли паровоза выступал солдат американских оккупационных войск, вооруженный арифмометром. «Лошадью» был японский бухгалтер со счетами. Каждому из них выдали листочки с заданием. Американец начал судорожно перемещать ползунки, задающие цифры, и остервенело крутить ручку, складывая, вычитая, перемножая и деля многозначные числа. Японец, который делал то же самое при помощи гремевших, как барабанная дробь, счет, справился с заданием быстрее. Тем не менее, американская машина запала в душу японца. «В этом что-то есть», – пробурчал Тадао себе под нос, выходя из оперного театра, в котором происходило ристалище.

Второй раз он столкнулся с вычислительными приборами в 1949-м, когда в Токио проходила первая послевоенная промышленная выставка. Привезенные американцами и англичанами электрифицированные счетные машины были гораздо совершеннее арифмометра, который он видел 3 года назад. В них зубчатые колеса вращались электродвигателем. И Тадао загорелся желанием «догнать и перегнать» Америку по части автоматических вычислителей.

Инженерное братство

Младший брат Тосио, обладавший незаурядным изобретательским талантом и необходимой инженерной подготовкой, поддержал идею. Проект, учитывая, что Kashio Seisakujo на тот момент выпускала лишь низкотехнологичную продукцию, выглядел как чистой воды авантюра. Ситуация усугублялась еще и тем, что главный конструктор, Тосио Касио, работал техником в Токийском отделении Министерства телекоммуникаций и мог заниматься вычислителем лишь в свободное от основной работы время. Однако были и плюсы. Зарплата Тосио использовалась в качестве дополнительных инвестиционных вливаний. Неплохо обстояло дело и с доходами у Тадао, который в связи с началом боевых действий на Корейском полуострове получал валютоемкие заказы от американских военных. Львиная доля этих денег также шла на новую разработку.

Тосио подбирал оптимальную структуру устройства и разрабатывал электрическую схему. В качестве элементной базы выбрали не зубчатые колеса, с помощью которых выполнялись арифметические операции в распространенных на тот момент электрифицированных арифмометрах, а реле. Это было новое слово в вычислительной технике. Но новым оно было лишь для Японии. Изобретатель из-за крайне скудной научно-технической информации, проникающей в страну Восходящего Солнца, не мог знать, что принцип релейных вычислительных машин впервые опробовал на практике немецкий инженер Конрадом Цузе еще перед войной.

Другой брат – Ёсио, выпускник технического факультета высшей технической школы – делал расчеты и чертил чертежи. А Тадао и четвертый брат, Кадзуо, изготавливали экспериментальные образцы калькулятора. Работу завершили в 1954 году. И устроили презентацию в торговой компании Bunshodo Corporation. Однако за время, потраченное на разработку, вычислительная индустрия ушла вперед. И теперь мало кого могло заинтересовать их изделие, поскольку в нем отсутствовал механизм накопления промежуточных результатов.

Новый вариант калькулятора был готов через два года. На сей раз он удовлетворял всем требованиям, предъявлявшимся к машинам данного класса. Однако генератор идей – Тосио внезапно заявил, что и эту модель необходимо переделать. Изменить теперь не функциональные свойства, а конструктивные, чтобы максимально упростить технологию изготовления калькулятора и сократить расход материалов. Такая стратегия впоследствии стала характерной для всех японских инженеров, готовых потратить немало сил, чтобы сэкономить пару миллиграммов стали на одно изделие и несколько человеко-секунд при его сборке.

На том перипетии, связанные с выпуском первого японского калькулятора, который оказался вполне конкурентоспособным даже на мировом рынке, не закончились. Калькулятор после транспортировки сломался в самый неподходящий момент, когда речь шла об инвестициях для запуска его в серийное производство. При изготовлении опытных образцов ломалась технологическая оснастка, подводили поставщики, с неожиданными претензиями выступали кредиторы… Наконец, в июне 1957 года 14-разрядный калькулятор CASIO 14-A поступил в продажу.

Семейный менеджмент

В роли эксклюзивного дилера этой уникальной на азиатском рынке вычислительной машины выступила авторитетная компания Uchida Yoko. Ну, а Kashio Seisakujo переименовали в CASIO Computer co., Ltd. Следуя японской культурной традиции, братья попросили отца занять пост президента компании, и он принял это предложение. А управляющим директором, СЕО, решавшим все организационные вопросы и определявшим стратегию развития, стал старший сын Тадао. В 1960 году в связи с проблемами здоровья, возникшими у Касио-старшего, Тадао заменил отца на президентском посту.

Впоследствии в книге «С братьями в одной упряжке» Тадао Касио сформулировал принципы управления корпорацией. Фирмой должна управлять семья. Но каждый член семьи должен лучше, чем кто-либо из прочих сотрудников, соответствовать занимаемой должности. Для успешного ведения дела необходимо анализировать собственный опыт и не повторять допущенных ошибок. Без постоянной кропотливой работы успех невозможен. Потребителя не интересуют былые заслуги, репутация компании должна постоянно подкрепляться достижениями сегодняшнего дня.

Совершенно секретно

CASIO 14-A обладал двумя существенными недостатками, которые, впрочем, на том этапе развития элементной базы и технологии были неизбежны. Во-первых, он был громоздок: для переноски калькулятора размером с письменный стол требовались два мускулистых грузчика. Во-вторых, он стоил бешеные деньги – 485 тыс. иен, что было по карману лишь организациям с солидным бюджетом. И логично было предположить, что со временем ему на смену придут более компактные и дешевые модели.

Однако окрыленный первым успехом Тадао решил, что если это и произойдет, то нескоро. И корпорация зарядила огромную серию на своем токийском производстве, а вскоре и на новом заводе, открытом в Хигаси Ямато в 1959 году. Конечно, инженеры компании работали над модернизацией CASIO 14-A. Калькулятор был доукомплектован электрической печатающей машинкой для документирования результатов вычислений. Усовершенствовали дизайн стола для улучшения эргономики. Но суть оставалась той же: громоздкий и дорогой.

И с приходом 60-г грянул гром. Вначале британские фирмы, а затем и американские выбросили на рынок калькуляторы на транзисторах. Потребитель мгновенно оценил их достоинства, склады CASIO затоваривались. Запахло банкротством. Но братья Касио в очередной раз продемонстрировали не только способность к трудовому героизму, но и поразительную гибкость ума. В кратчайшие сроки в условиях строжайшей секретности они разработали транзисторный калькулятор CASIO 001, который появился на рынке в 1965 году. Его параметры были примерно такими же, как и у конкурентов (10 разрядов, 80 тыс. иен, 17 килограммов). Но имелось и то, чего ни у кого не было – запоминающее устройство на триггерах, позволявшее хранить 10 полноразрядных чисел. Калькулятор CASIO вернул себе лидерство на внутреннем рынке, а через год проник в Европу и Америку.

Вектор в будущее

Наученный горьким опытом Тадао Касио во избежание в будущем такого рода кризисов реорганизовал инженерные структуры компании. Было создано несколько подразделений, каждое из которых работало на свою перспективу. Одни разрабатывали аппаратуру для внедрения ее в производство через 2 года. Другие – через 4. Третьим отводился 6-летний период. И так вплоть до весьма туманного срока в 15 лет. Конечно, от «дальнобойщиков» не требуется создание действующих моделей, поскольку в отдаленном будущем появятся совсем иные технологии. Скорее их деятельность напоминает футурологические изыскания концептуального характера.

С этого момента CASIO уже не знает провалов. Компания успешно продолжает стратегию миниатюризации при обеспечении новых функциональных возможностей своей аппаратуры, постоянно расширяя производство и завоевывая новые рынки сбыта. 1967 – первый в мире программируемый калькулятор. 1970 – внесение акций CASIO в реестр Токийской фондовой биржи. 1972 – фантастический успех карманного калькулятора CASIO Mini, который был доступен любому японцу. Ежемесячно продавалось более 200 тыс. CASIO Mini, а общий итог превысил 10 млн. Затем, следуя принципу «легче, тоньше, крепче», корпорация выпустила калькуляторы размером с кредитную карту, часы, которые при падении с 15 этажа и при погружении в море на глубину 200 метров, продолжают тикать… Быстро осваивается производство музыкальных синтезаторов, цифровых фотокамер, миниатюрных телевизоров, ноутбуков, мобильных телефонов, проекторов…

Тадао Касио оставил пост главы корпорации в 1988 году, но продолжал работать консультантом. 6 марта 1993 года его не стало. Сейчас компанию возглавляет Кадзуо Касио. Ему помогают Юсио и Ёсио. У каждого из братьев подросли свои дети и внуки, так что династического кризиса в корпорации не ожидается.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(24) "tadao-kasio-i-ego-bratya" }