Подпишитесь на интересную рассылку!

CEO Formula 1 Берни Чарльз Экклстоун

19.04.2016 2711

СЕО Formula One Management Берни Чарльз Экклстоун неуклонно повышает зрелищность главного автомобильного шоу мира, но не позволяет превращать спортивное ристалище в бой гладиаторов.

Поул-позиция

Он родился в небольшой деревушке на востоке Англии в семье моряка. Его отец был шкипером на рыболовном траулере.

В 16 лет Берни устроился на завод, производящий газовое оборудование. И увлекся мотогонками.

Через год отец настоял, чтобы Берни поступил в политехническое училище. Студентом Экклстоун создал вместе с приятелем Фредом Комптоном фирму Compton & Ecclestone, торгующую запчастями для мотоциклов и автомобилей.

CEO Formula 1 Берни Чарльз Экклстоун

Фирма постепенно наращивала оборот и приносила неплохую прибыль. А Экклстоун пересел с мотоцикла на гоночный автомобиль. Одержал несколько побед в Формуле-3. Но попал в серьезную аварию и прекратил участвовать в гонках.

А бизнес все рос. В середине 1950-х годов Compton & Ecclestone была самым крупным поставщиком запчастей для автомобилей на востоке страны. Экклстоун открыл он еще одну компанию – Weekend Car Auctions, сдававшую автомобили в прокат.

В 1957 году Экклстоун вернулся в автомобильный спорт. На сей раз – в Формулу-1. Около года проработал менеджером гонщика Стюарта Льюиса-Эванса, выступавшего за команду популярного в то время британского производителя гоночных машин Connaught. Даже сам выходил на трассы Гран-при – правда, без особого успеха.

В 1958 году на Гран-при Марокко Стюарт Льюис-Эванс погиб. Экклстоун ушел из Формулы-1.

Вернулся в 1968-м в качестве менеджера австрийского гонщика Йохана Риндта, когда тот выступал за команду Lotus. Но Риндт тоже погиб, разбившись на разминке Гран-при Италии в 1970 году будучи уже чемпионом мира. Эту гонку он мог пропустить, поскольку досрочно обеспечил себе победу в сезоне 1970 года.

Вопросы коневодства

В 1971 году Экклстоун купил конюшню (так называются команды Формулы-1) Brabham – вместе с компанией, производившей автомобили этой марки. Команда уже дважды выиграла кубок конструкторов, однажды занимала второе место и дважды – третье. Экклстоун сменил главного инженера, заключив контракт с Гордоном Мюрреем. При Экклстоуне пилот Нельсон Пике за рулем Brabham дважды завоевывал титул чемпиона мира: в 1981 и 1983 годах. Неплохо обстояли дела и в кубке конструкторов – ни разу Brabham не опускалась ниже пятого места и дважды была второй.

Но в 1985 году Экклстоун не продлил контракт с Пике и Мюрреем. Они ушли в другие команды: Пике завоевал третий чемпионский титул в Williams, а Мюррей стал одним из лучших конструкторов McLaren. За два года Brabham скатилась на 10 позицию в кубке конструкторов.
В 1987 году Экклстоун продал Brabham за $5 млн швейцарскому бизнесмену Иоахиму Лухти. Конюшни Экклстоуна больше не интересовали. У него на Формулу-1 имелись другие виды.

Еще в 1970-х, являясь членом Ассоциации конструкторов Гран-при (GPCA), на правах главы команды Brabham Экклстоун вместе с основателем команды March Максом Мосли выступил инициатором создания Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA). И возглавил ее.

Такая инициатива шла вразрез с интересами боссов из Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), бывшей тогда подразделением Международной автомобильной ассоциации (FIA). FISA, курировавшая Формулу-1, мировые чемпионаты по ралли и гонкам на выносливость, вовсе не желала лишаться своей монополии.

В 1979-м между FISA и FOCA разгорелась война за контроль над финансовыми потоками, получаемыми от телевизионных трансляций гонок. Общественности все преподносилось как спор по вопросам технического регламента гонок.

Путь на подиум

Кульминация наступила в 1981 году. FISA дисквалифицировала двух пилотов на Гран-при Бразилии за то, что команды Brabham и Williams, входящие в FOCA, якобы нарушили процедуру достартового и послестартового взвешивания машин. В ответ команды FOCA объявили бойкот следующей гонке в Сан-Марино. И провели внеплановую гонку в ЮАР.

Ситуация для FISA складывалась драматично, поскольку скандал мог резко снизить интерес публики к Формуле-1 и, следовательно, уменьшить доходы от гонок.

И в 1982 году противники сели за стол переговоров. В результате было заключено Конкордское соглашение, по которому FOCA получала все права на телетрансляцию и распределение доходов, FISA отвечала за технический регламент, а команды были обязаны участвовать во всех гонках чемпионата. Экклстоун и Мосли вошли в совет директоров FISA.

Входя на высокой скорости в самый крутой бизнес-поворот, следует думать не только о том, как обойти конкурентов, но и о том, как не вылететь на обочину.

Но останавливаться на достигнутом Экклстоун не намеревался. В 1987 году, продав свою команду, он основал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA). Некоторое время компания действовала как подразделение FOCA, а затем обрела самостоятельность.

В 1988 году было заключено соглашение, по которому 47% доходов от телетрансляций распределялись между командами, 30% получала FIA, а оставшиеся 23% забирала FOPA. При этом FOPA взяла на себя ответственность по выделению средств на призы командам и пилотам.

Формула-1 – это шоу. А шоу нужен режиссер. Экклстоун это прекрасно понимает и соответствующим образом действует. Так, например, ради повышения зрелищности, он добился права влиять на решения команд при выборе пилотов. В частности, он настоял на том, чтобы в команду Williams включили Жака Вильнёва. Посоветовал команде Benneton принять дебютанта Михаэля Шумахера. Экклстоун выделил значительный гонорар Найджелу Мэнселлу, чтобы тот вернулся в Формулу-1 после гибели чемпиона мира Айртона Сенны.

В 1993 году Экклстоун и Мосли, используя искусную дипломатию и заручившись поддержкой почти всех владельцев конюшен Формулы-1, добились того, что президент FIA подал в отставку. Президентом ассоциации стал Макс Мосли, пост вице-президента занял Берни Экклстоун.
Вскоре Экклстоун вместо FOPA создал группу компаний Formula One Group. В нее вошли: управляющая компания Formula One Management (FOM); Formula One Administration (FOA), которой были переданы все коммерческие права на Формулу-1; Formula One Licensing BV, получившая права на логотип и другие атрибуты соревнований Формулы-1.

Экклстоун лично возглавил FOM и FOA. Компанию SLEC Holdings, владевшую акциями Formula One Group, контролировал он же.

Впоследствии Экклстоун уступил свои исключительные права, удовлетворившись ролью миноритарного акционера британской инвестиционной компании Delta Topco, которая теперь владеет акциями Formula One Group. 63% компании принадлежит частному британскому инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Гонщики, а не компьютеры Фактический владелец Формулы-1 и вице-президент FIA, Экклстоун наибольшее внимание уделяет двум ключевым вопросам: безопасности и зрелищности. Директивные решения по обеспечению безопасности порой входят в противоречие с интересами владельцев команд. Например, в 1980-е годы были запрещены конструктивные элементы, способствующие возникновению граунд-эффекта (под днищем болида воздух разряжается и возникает прижимная сила, позволяющая меньше тормозить на поворотах). Некоторые конюшни приняли это решение в штыки.

Постоянные мероприятия по снижению скорости привели к парадоксальной ситуации. Болиды Формулы-1 – самые мощные и совершенные гоночные автомобили. Но гонки Гран-при не самые скоростные. Мировой рекорд принадлежит американским кольцевым автогонкам Champ Car
415 км/ч. Рекорд Формулы-1 ниже.
24 августа 2005 года колумбиец Хуан Пабло Монтойя на Гран-при Италии разогнал свой болид до 372 км/ч.

Зато гонки Формулы-1 по аварийности находятся в группе спортивных дисциплин с незначительным риском. Последняя авария со смертельным исходом произошла в 1994 году на гран-при Сан-Марино. В ней погиб великий пилот Айртон Сенна.

Зрелищность повышается за счет того, что ситуация в гонке постоянно меняется: чем чаще на трассе происходят обгоны, тем в большем напряжении пребывают зрители. Экклстоун ввел обязательные пит-стопы, штрафы в виде проезда по пит-лейну, ограничил скорость движения по пит-лейну. А когда бортовые компьютеры начали брать на себя значительную часть работы пилота, Экклстоун заявил: «У нас соревнуются гонщики, а не компьютеры!». И настоял на том, чтобы бортовая электроника была сведена к минимуму.

Ну и, конечно же, значительные усилия Экклстоун прилагает на финансовом поприще. А здесь порой возникают серьезные проблемы.

В 1997 году в связи с экспансией антитабачных настроений в британском парламенте возникла угроза того, что Формула-1 лишится спонсорства производителей сигарет. Это огромные деньги.

Однако был принят закон, который отодвигал запрет табачной рекламы в Формуле-1 и других международных видах спорта вплоть до 2006 года. То был ответный «жест вежливости» лейбористов, которым Экклстоун и Мосли оказывали финансовую помощь. Причем лидер партии, находившейся тогда у власти, Тони Блэр, чистосердечно во всем сознался и вернул деньги.

Экклстоун, человек прямой и бесхитростный, прокомментировал разразившийся скандал следующим образом: «Я редко о чем-то сожалею, но сейчас действительно такой случай».

В 1997 году я сказал этим клоунам:
«Я не проговорюсь о наших соглашениях даже под дулом пистолета. Они дружно ответили: «Да, да, мы поступим точно так же!». И вот господин Блэр начал болтать. Я узнал об этом случайно. Крайне недостойное поведение!».

Гран-при

Противоречия между руководством Формулы-1 и командами накапливались и переросли в конфликты. В 2005 году перед Гран-при США в шинах Michelin обнаружились отклонения от принятых стандартов. Команды потребовали изменить трассу. Мосли
и Экклстоун отклонили требование. На старт вышли только 6 машин.

Главное недовольство команд вызывало постоянное изменение правил проведения гонок. Эти изменения, как мы знаем, были направлены на повышение зрелищности, усиление интриги и, как правило, работали против очевидных лидеров.

Ведущие команды – Ferrari, McLaren, Renault и Williams – заявили о намерении создать свой чемпионат. Экклстоуну пришлось увеличить долю этих команд в доходах от телетрансляций до 50%.

В 2010-м решили ограничить бюджет команд суммой в $50 млн – чтобы поставить всех в равные условия. Но, например, для Ferrari с бюджетом свыше $300 млн это было абсолютно неприемлемо. На сей раз о намерении проводить собственный чемпионат заявили уже все команды. Компромисс был найден, ограничение отменили. Но Мосли снял с себя полномочия президента FIA. Новым президентом при поддержке Экклстоуна был избран бывший руководитель команды Ferrari Жан Тодт.

Сейчас в Формуле-1 максимально, насколько это возможно, сняты противоречия. Экклстоун провел все необходимые переговоры с руководителями команд и в апреле этого года объявил, что в самом ближайшем будущем будет подписан «договор согласия». Его положения не раскрываются. Известно лишь, что команды получат большую, чем сейчас, долю доходов. Также подтверждается, что бюджетные ограничения вводиться не будут. Весьма уклончиво Экклстоун говорит, что наименьшее желание найти общий язык проявило руководство команды Mercedes. Возможно, эта команда покинет Формулу-1.

Благодаря его усилиям гонки Формулы-1 перешли из категории самых опасных в группу спортивных дисциплин с незначительным риском.

Новый договор Экклстоуну крайне необходим: на осень намечено проведение IPO Formula One Group на Сингапурской бирже. И никаких скандалов в семействе ему не нужно.

Экклстоуну за 80. Периодически возникают разговоры о том, что он может уступить свой пост более молодому коллеге. В качестве преемника называют Питера Брабека-Летмата, члена совета директоров компании Delta Topco. Личность известная – председатель совета директоров Nestle, вице-председатель Credit Suisse Group и L’Oreal. Однако никто не сомневается в том, что даже выйдя на пенсию, Экклстоун не уйдет на покой. Потому что никто лучше него не знает устройства сложнейшей бизнес-машины Формулы-1, никто не способен, как он, выжимать из нее максимальную мощность.


Статьи по теме

Как привлечь богатство: 6 секретов от обладателя одного из самых больших состояний Америки

В честь основателя крупнейшей в мире сталелитейной корпорации Carnegie Steel Company Эндрю Карнеги названы десятки общественных организаций и благотворительных фондов.

Сергей Викулин о Доме Raschini

Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские.

Основатель Oracle Ларри Эллисон

Имя своей матери – Флоранс Спеллман – он узнал только в 48-летнем возрасте. 19-летняя девчонка отдала плод мимолетной любви своей тетке по материнской линии. Лиллиан и ее муж Луис Эллисоны усыновили новорожденного.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "persona" ["news_url_postfix"]=> string(9) "formula-1" }