Ян Кук
СЕО Colgate-Palmolive Ян Кук проводит санационные мероприятия в бизнесе столь же эффективно, как и производимая его корпорацией зубная паста — в ротовой полости.
Вся его профессиональная жизнь связана с одной компанией. Получив диплом бакалавра делового администрирования, а затем и степень МВА, англичанин Ян Кук сразу пришел в британское отделение Colgate-Palmolive.
Последовательно, шаг за шагом занимая должности, Кук изучал многочисленные продукты, выпускаемые компанией, – средства личной гигиены, корма для животных, ветеринарные препараты, моющие средства, бытовую химию… Продукция Colgate-Palmolive продается почти в 200 странах. У каждого региона свои особенности – приходилось вникать и в это. Сюда следует добавить еще и особенности производства продукции на фабриках, находящихся в разных странах.
Ян Кук, как и на университетской скамье, не стеснялся задавать вопросы старшим товарищам, конспектируя ответы в толстенных разноцветных тетрадях. Сопоставлял, анализировал, делал выводы. Выстраивал схему, постигал всю сложность организационной структуры, которая разрасталась на протяжении двух веков.
Ян Кук. Биография
Уильям Колгейт, основатель компании, как и Ян Кук, родился в Великобритании. Когда ему было 8 лет, его отец по политическим мотивам переселился с семьей в Новый Свет. А в 23 года Уильям Колгейт основал на Датч-стрит в Нью-Йорке свою фирму – William Colgate & Company. Это произошло в 1806 году.
Фирма выпускала стеариновые свечи, крахмал и мыло для стирки. Через год появился компаньон – Фрэнсис Смит, и компания стала называться Smith and Colgate.
Дела шли ни шатко ни валко: продукция скапливалась на складе. Через пару лет Смит покидает компанию. И лишь в 1813 году, когда Джон Гилберт, муж сестры Колгейта, присоединился к бизнесу и принес в дело немалые деньги, компания начала наращивать обороты.
Обновленная William Colgate & Company построила фабрику по производству гранулированного крахмала в штате Нью-Джерси. А цех стеариновых свечей приступил к выпуску высококачественного туалетного мыла Windsor всевозможных цветов и ароматов.
В 1873 году компания явила миру невиданное до той поры средство для чистки зубов – «дентальный крем», зубную пасту. Безраздельно царивший доселе в ванных комнатах зубной порошок, по воздействию на зубную эмаль мало чем отличавшийся от наждачной бумаги, был обречен. Вскоре компания запатентовала и специальный тюбик из олова, избавив потребителей от нудной процедуры выскребания пасты из стеклянных баночек.
Успех продукции Colgate – плод научных исследований и точного маркетингового расчета. В 1896 году научно-исследовательскую лабораторию компании возглавил химик Мартин Хилл Иттнер. Его исследования в области моющих и чистящих веществ оказали бесценную услугу как сотням миллионов людей, ежедневно пользующихся в быту результатами его открытий, так и компании, буквально на века занявшей лидирующие позиции в своем сегменте рынка.
Мыльная опера
Однако Colgate отнюдь не была монополистом. Основанная Б. Дж. Джонсоном в Милуоки компания Palmolive энергично конкурировала с Colgate в секторе мыла. Мыло марки Palmolive с добавлением пальмового и оливкового масел пользовалось огромным спросом.
В 1928 году конкуренты приняли решение о партнерстве, в результате чего возник мыльный гигант Colgate-Palmolive. Американскому «мойдодыру» уже было тесновато на родном континенте. Объединенная компания последовательно и методично покорила европейские страны, Латинскую Америку, Австралию, Северную и Южную Африку…
В 1932 году на деньги компании по американскому радио с многочисленными рекламными вставками начал транслироваться сериал «Betty and Bob». Серии выходили по будням в дневное время, когда у радиоприемников находились домохозяйки – целевая аудитория производителей моющих средств и бытовой химии. Так возник один из главных жанров массовой культуры – «мыльная опера», сейчас на профессиональном жаргоне именуемая просто «мылом».
После Второй мировой войны компания перенесла центральный офис на Парк-авеню, 300, в Нью-Йорк. И принялась агрессивно скупать мелкие и средние компании, приобретать бренды, причем не только американские, но и региональные.
Научно-исследовательский центр работал с полной загрузкой – иначе конкуренция с таким гигантом, как Procter & Gamble, была бы невозможна. Каждая новинка в той или иной степени меняла быт, делая его еще более комфортным: стиральный порошок Fab, чистящее средство Ajax, средство для мытья посуды Palmolive, косметическая зубная паста Ultra Brite, дезодорирующее мыло Irish Spring, моющие средства для посудомоечных машин, отбеливатель Javex, жидкое мыло Johnson...
В середине 1970-х годов компания освоила новый продукт – диетические и лечебные корма для домашних животных Hill’s. А в начале 1990-х состоялся прорыв на рынок Восточной Европы, России, СНГ и Китая.
В настоящий момент среди доброй сотни брендов, принадлежащих компании, – такие супербренды глобального рынка FMCG, как Colgate, Palmolive, Mennen, Lady Speed Stick, Softsoap, Protex, Sorriso, Kolynos, Ajax, Axion, Soupline, Suavitel и Fab, Hill’s...
Особенности индивидуального темперамента важны для бизнеса, но не это решает успех дела. Для того чтобы хватать звезды с неба, необязательно быть поп-звездой. Достаточно быть высококлассным профессионалом и настоящим лидером.
Интроверт
Ян Кук пришел в компанию ассистентом менеджера по одной из марок шампуня при Джордже Генри Леше. Этот СЕО, энергичный реформатор, существенно расширил ассортимент продукции компании и территорию ее распространения.
С годами Ян Кук поднимался все выше по карьерной лестнице, выйдя в итоге на первые позиции. В 2002 году его назначили исполнительным вице-президентом компании по Северной Америке и Европе.
У прекрасного профессионала и высококлассного специалиста Яна Кука имелась одна серьезная для топ-менеджера проблема – он не умел произносить зажигательные речи. Вот как вспоминает о первом выступлении Кука в новой должности перед относительно широкой корпоративной аудиторией тогдашний СЕО компании Рубен Марк: «Он много шутил, но это было скорее грустно, а не смешно. Он выглядел очень скованным. Не смотрел на аудиторию, а упирался взглядом в подиум, на котором стоял. И тогда я понял, что ему никогда не добраться до вершин корпоративного управления. К счастью, я ошибся».
Ян Кук преодолел свою природную скованность довольно быстро. «Я должен был научиться выступать перед аудиторией, – говорит он, – и я это сделал. Пришлось много работать с консультантами и перенимать опыт коллег».
Говоря психологическим языком, Ян Кук – интроверт, то есть более сосредоточен на своем внутреннем мире, чем на внешнем. У такого психотипа есть немало достоинств, в том числе полезных для бизнеса. Как утверждает Адам Грант, профессор школы бизнеса Wharton при Пенсильванском университете, посвятивший много времени изучению психологии менеджмента, беда интровертов в том, что они реже удостаиваются внимания руководства. А зря. Амбициозные интроверты чаще одерживают победу в споре тет-а-тет. Они лучше понимают чужие эмоции и более осторожны в принятии решений. Они лучше умеют слушать собеседников, что крайне важно для бизнеса. При этом существует такая закономерность: чем более динамична и менее предсказуема бизнес-среда, тем лучше с руководящей ролью справляются именно интроверты.
Кука заметили. И оценили по достоинству. Коммерческий успех, достигнутый во многом именно благодаря Куку в Северной Америке и Европе, решили распространить на существенно большую территорию. В 2004-м Ян Кук занял пост главного операционного директора компании, отвечающего за бизнес в Северной Америке, Западной Европе, Центральной Европе, Азии и Африке. А спустя три года корпорация Colgate-Palmolive получила нового СЕО.
Он интроверт, то есть более сосредоточен на своем внутреннем мире, чем на внешнем. У такого психотипа есть немало достоинств, в том числе полезных для бизнеса.
Мудрый Марк
Его предшественник Рубен Марк возглавлял компанию 23 года. Ян Кук очень многим обязан этому человеку.
«Воспитательная» стратегия Марка состояла в том, чтобы на своем личном примере внушить сотрудникам любого ранга: компания по-настоящему сильна только тогда, когда ею руководит не харизматик, не «звездный лидер», а менеджер, делающий ставку на командную работу. Журнал Business Week сформулировал этот принцип так: «Рубен Марк хочет, чтобы суперзвездой стала его компания, а не он сам».
Именно он сформировал в Colgate-Palmolive культуру открытого общения и преодоления иерархических преград. В этой системе корпоративных ценностей упор делается не на сиюминутные показатели, а на долговременную перспективу. При этом сам Марк терпеть не мог «сословные» привилегии. Он не почитал за труд сварить себе кофе, а в командировки всегда летал обычными рейсами. В эту ценностную парадигму прекрасно вписался Ян Кук.
Друг женщин
Верный заветам Рубена Марка, да и своему характеру, Ян Кук старается оставаться на втором плане, сосредотачивая все общественное внимание на компании и результатах ее деятельности. Colgate-Palmolive под руководством Яна Кука демонстрирует прекрасные экономические показатели и по-прежнему недосягаема для конкурентов в сфере препаратов для ухода за зубами. Colgate-Palmolive – настоящая суперзвезда бизнеса. И эта суперзвезда благодаря нацеленности на долгосрочный результат отличается прекрасной устойчивостью. Кук встал у руля компании как раз накануне глобального кризиса. Но никаких серьезных потрясений для Colgate-Palmolive не последовало, и акционеры компании пребывали в прекрасном расположении духа даже в самые тревожные для фондовых рынков дни.
Неслучайно европейский Saxo Bank, составивший список 50 самых привлекательных в финансовом отношении компаний мира с наиболее стабильным капиталом, удостоил Colgate-Palmolive высокого 16-го места. Компания постоянно прописана и в прочих рейтингах: наиболее привлекательный работодатель, наиболее сбалансированный экологический подход, «компания для настоящих лидеров» и даже «друг женщин».
Ян Кук действительно друг женщин. И дело не только в том, что продукцию Colgate-Palmolive покупают в основном женщины. Кук учредил и спонсирует некоммерческие соревнования по легкой атлетике для женщин всех возрастов. Также он возглавляет некоммерческую организацию Catalyst Inc., добивающуюся увеличения рабочих мест для представительниц прекрасного пола.
Есть у него и еще одна нагрузка за пределами компании – он входит в совет директоров и аудиторскую комиссию PepsiCo, Inc.
Что же касается Colgate-Palmolive, то здесь с момента его вступления в должность в 2007 году все идет по плану. С регулярностью поездов выходят новые продукты, все более качественные, со все более широким набором полезных функций. Паста для чувствительных зубов, «смарт-щетки» для зубов, ночная зубная паста, средство защиты полости рта на 12 часов...
При этом Кук продолжает и стратегию скупки брендов, вписывающихся в базовый профиль продуктовой линейки. Так, например, минувшим летом Colgate-Palmolive заплатила англо-нидерландской компании Unilever чуть меньше $1 млрд за бренд Sanex, под которым выпускаются гели для душа и дезодоранты. С таким разнообразием моющих и чистящих продуктов такого качества у человечества уже никогда не возникнет проблем с личной гигиеной. Ян Кук об этом позаботится.
Статьи по теме
Как привлечь богатство: 6 секретов от обладателя одного из самых больших состояний Америки
В честь основателя крупнейшей в мире сталелитейной корпорации Carnegie Steel Company Эндрю Карнеги названы десятки общественных организаций и благотворительных фондов.
Сергей Викулин о Доме Raschini
Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские.
Основатель Oracle Ларри Эллисон
Имя своей матери – Флоранс Спеллман – он узнал только в 48-летнем возрасте. 19-летняя девчонка отдала плод мимолетной любви своей тетке по материнской линии. Лиллиан и ее муж Луис Эллисоны усыновили новорожденного.
- Другие темы
- Бренд
- Легенда
- Технологии
- Школа
- Эффективность
Вам будет интересно
Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?
Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…
Новинка от бренда Orient
Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.
Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО
23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.