Подпишитесь на интересную рассылку!

Вернер фон Сименс

03.04.2016 7763

Великий изобретатель и предприниматель, ученый и мыслитель Вернер фон Сименс внес огромный вклад в индустриализацию всего мира, во многом определив наш постиндустриальный мир.

Биография Вернера фон Сименса

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер – первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

Еще в училище он сделал свое первое изобретение, которым и сейчас пользуется человечество.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть. Однако Вильгельм, впоследствии изобретший регенеративную печь – прообраз мартеновской печи, сумел продать патент богатому британскому промышленнику из Бирмингема за солидную сумму в полторы тысячи фунтов стерлингов.

Вернер никогда не жалел о годах, проведенных в армии. «Именно военная служба помогла мне обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям», – говорил он много лет спустя. В армии он всячески развивал свой инженерный талант. Морские мины конструкции Сименса и предложенная им генштабу схема рассредоточения береговой артиллерии сыграли важную роль в победе на море над датчанами.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.

«В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин»

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею в конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauаnstalt Siemens & Halske («Организация по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске»).

Вернер фон Сименс

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин – Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки – к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

На берлинско-франкфуртской линии Сименс совершенствовал технологию прокладки кабеля. Для защиты от помех атмосферного электричества сконструировал станок, который бесшовным методом запрессовывал металлические проводники в гуттаперчевую изоляцию. Предложил на подземных участках укладывать провода в свинцовые трубы. Предложил оптимальную конструкцию изоляторов и громоотводов... Сименсовские телеграфные линии отличались столь высоким запасом прочности, что некоторые их участки эксплуатировались до 40-х годов ХХ века.

При этом Сименс вовсе не замыкался на телеграфе. Он разрабатывал медицинское оборудование, оптические системы, высокоточные механические аппараты.

Вернер фон Сименс в России

В 1853 году Сименс получил фактически монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ригой и Ревелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля. Работами руководил 24-летний Карл Сименс, которого командировал в Петербург старший брат.

Карл Сименс построил в Петербурге электротехнический завод. Заменил в столице империи газовое освещение на электрическое (на всех электрических лампах, использовавшихся в России, стояло клеймо Siemens & Halske).  Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом...

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии – в 1896 году –  и дворянский титул.

Кстати, без немецкой фирмы в Советской России невозможна была бы реализация масштабного плана ГОЭЛРО. Хотя бы потому, что подавляющее большинство советских «электрификаторов» в свое время работали на заводе Сименса, впоследствии национализированном и названном «Электросилой». Здесь же служил инженером и руководитель проекта Глеб Кржижановский. Но связь с германской компанией не смогла разорвать даже революция 1917 года. Именно Siemens поставляла оборудование для ДнепроГЭСа и московского метро.

Предтеча ЕС

В 1870 году Вернер Сименс сдал в эксплуатацию телеграфную линию Лондон – Калькутта протяженностью 11 тыс. километров. Через два года при помощи специального кабелеукладочного судна «Фарадей», построенного Сименсом, была протянута телеграфная линия по дну океана – между Ирландией и США. За десять лет «Фарадей» проложил шесть трансатлантических линий.

На заре телефонной эры, в 1877 году, Сименс одним из первых освоил производство телефонных аппаратов. Причем за счет ряда оригинальных технических решений эти аппараты обладали лучшими характеристиками, чем телефоны Белла. А в 1881 году компания Сименса построила первую в Берлине телефонную станцию.

Хотя в 1860 году Берлинский университет и присвоил Сименсу звание почетного доктора философии, многие его экономические и социальные идеи опередили свое время. Недаром великого промышленника XIX века считают одним из предтечей современного Европейского союза. Он верил в возможность построения единого европейского государства. «Необходимо устранить все таможенные барьеры, ограничивающие рынки сбыта и снижающие конкурентоспособность на мировом рынке», – говорил он.

Вернер фон Сименс

Вернер Сименс не только не был социалистом, но даже и Маркса не читал, считая его дилетантом в экономике. Сименс действовал. И от его дел рабочему классу было гораздо больше пользы, чем от политических игр социалистов. На предприятиях Сименса в 5 странах Европы выплачивали пенсию по старости и денежные премии. Рабочий день сократили до 9 часов. Действовала эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации. В письме брату Сименс так характеризовал свою социально-политическую позицию: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Один из основателей Немецкой прогрессивной партии, делавшей ставку на вовлечение в процесс управления страной широких слоев населения, Вернер Сименс даже был избран в парламент от округа Леннеп-Золинген.

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни. Оставил свой след даже в палеонтологии. Геологи нашли камень с отпечатком ранее неизвестного науке летающего ящера, Сименс выкупил этот отпечаток и передал в дар Берлинскому музею естествознания. Ящер получил название «Археоптерикс Сименса» (Archaeopteryx Simensii).

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта – все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы нацио­нальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился. Машины, изобретенные им, как работали, так и работают. Основанная им компания превратилась в крупнейший концерн Siemens AG, который производит самую современную электронную технику и контролирует солидную долю мирового рынка. Единица электрической проводимости называется «сименс». А сам Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.
В Библиотеке "Главная мысль" Вы можете прочитать уникальную автобиографичную книгу Вернера фон Сименса "Личные воспоминания", изданную впервые на русском языке.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(18) "verner-fon-siemens" }