Подпишитесь на интересную рассылку!

Винокур Петр Арсеньевич Смирнов

28.04.2016 4680

В России электронной коммерции предшествовала коммерция молекулярная, основанная на маркетинговом потенциале молекулы C2H5OH, и в позапрошлом веке наиболее успешно этот потенциал реализовал Петр Арсеньевич Смирнов.

Биография Петра Арсеньевича Смирнова

Петр Арсеньевич Смирнов родился 9 января 1831 года. И он, и его отец Арсений, и дед Алексей были крепостными крестьянами, приписанными к деревне Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Дозволение на отхожий промысел Арсений и его брат Иван получили в 1958 году.

Для помещика это было весьма выгодно. Позволив Смирновым открыть свое винокуренное дело в Москве, он мог рассчитывать на изрядный денежный оброк.

Зарегистрировали две фирмы: «И. А. Смирновъ» и «А. А. Смирновъ». Братья и помогавший отцу Петр занимались исключительно ритейлом. То есть скупали у мелких производителей самогон и перепродавали его в своих лавках. В 1863 году честолюбивый и энергичный Петр решил открыть свое дело. К тому моменту у 32-летнего предпринимателя уже скопилось достаточно денег, чтобы купить двухэтажный дом близ Чугунного моста неподалеку от Балчуга. Здесь он поселился с семьей, открыл лавку и организовал производство. Получил статус купца 3-й гильдии для проведения торговых операций и зарегистрировал торговый дом «Смирновъ П. А».

Персонал – 9 наемных работников. Объем продукции не превышал десятка бочек. Но Смирнов постоянно повышал качество продукта. Наладил поставки отборной пшеницы. Ввел операцию соложения зерна. Увеличил количество перегонок. Организовал несколько стадий очистки. И добился своего – сделал такую водку, что она, как говорится, сама в рот просилась.

Объемы производства и ассортимент постепенно расширялись. Смирнов построил завод, на котором работало уже 80 рабочих. Помимо водки фирма выпускала настойки на рябине, зверобое, малине, клюкве, душице, мяте.

Винокур Петр Арсеньевич Смирнов

Продукция Петра Арсеньевича Смирнова стремительно завоевывала популярность. Причем не только в Москве. И не только в России. В 1873-м водка Смирнова получила высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Вене, спустя три года – на выставке в Филадельфии. А в 1878 году Смирнов привез из Парижа сразу две золотые медали.

И был он тогда уже купцом 1-й гильдии, принадлежал к элите московского купечества, жил в богатом доме, готовил старших сыновей к университету.

Помимо водок, отличающихся порядковыми номерами и ценой, выпускались и «именные»: «Зубровка», «Зверобой», «Ерофеич», «Лимонничек», «Сухарничек», «Травничек», «Английская горькая».

Столовое вино Смирновых

Однако о всенародной любви к смирновской водке говорить пока не приходилось. На ее изготовление уходило много времени, труда и первосортного сырья. Из-за высокой себестоимости и, соответственно, розничной цены она была по карману далеко не всем россиянам. То был напиток дворянства, купечества, военных, инженеров.

И в 1880-е годы Петр Смирнов решил охватить и ту часть рынка, на которой продавалось дешевое пойло для всякого, имеющего в кармане три копейки. Так появился «народный продукт» Петра Смирнова – общеизвестное «Столовое вино №21». Продукт недорогой, но качественный.

Производство было дешевым в значительной степени потому, что отличалось высокой технологичностью. Столовое вино делалось из ректификата, а не из дистиллята. Для перегонки браги в кубе со змеевиком характерна невысокая скорость образования на выходе спирта. И поскольку дистиллят содержит различные фракции, включая тяжелые, то есть сивушные масла, полуфабрикат требует либо повторной перегонки, либо иных операций по очистке.

А ректификат изготавливают в высоких, до 30 метров, ректификационных колоннах, где на нужной высоте отбирается конкретная фракция нагретого спиртового пара. Ректификат заведомо чище, чем дистиллят. И, следовательно, не требует более никаких мероприятий по приведению к стандартам качества. К тому же ректификационная колонна работает с большей производительностью.

Есть и еще одна особенность. Ректификат практически лишен запаха исходного сырья. Значит, вместо пшеницы можно использовать, скажем, дешевый картофель.

Производство «народного продукта» Смирнов поставил на такой поток, что водка буквально лилась рекой. И значительная ее часть накапливалась на складах. Когда в 1918 году все имущество Смирновых было национализировано, то дореволюционных запасов водки хватило на то, чтобы торговать ею до 1928 года.

Но, конечно же, не хлебным вином единым был жив и процветал бизнес удачливого выходца из Ярославской губернии. Он успешно торговал множеством самых разнообразных напитков на любой вкус в широком ценовом диапазоне. А отбор рецептов был строжайший – в качестве экспертов привлекались ученые Московского университета с кафедр химии, ботаники и физиологии человека.

Лаская ухо и пищевод

К 1890-м годам торговый дом Петра Арсеньевича Смирнова превратился в мощную бизнес-империю. Недавние лидеры рынка – Бекман и Штриттер – уступили пальму первенства.

Смирнов неукоснительного следовал своему девизу: «Давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассного материала и не жалеть средств и затрат на усовершенствованные аппараты производства». На его заводе и пятнадцати складах трудилось около двух тысяч рабочих. Четыре типографии печатали этикетки, ярлыки и рекламные листовки. Семь стекольных заводов выпускали разнообразные бутылки, штофы, графины, склянки и прочую стеклотару – 50 млн единиц в год. В огромных количествах закупались пробки, сургуч, смола. Транспортное хозяйство – более двухсот подвод, ежедневно развозивших готовую продукцию и доставлявших от поставщиков сырье. Сбором разнообразных трав и ягод для производства ароматизированных водок и настоек на постоянной основе занимались 700 человек.

Ассортимент превышал 400 наименований. Помимо водок, отличающихся порядковыми номерами и ценой, выпускались и «именные»: «Зубровка», «Зверобой», «Ерофеич», «Лимонничек», «Сухарничек», «Травничек», «Английская горькая», «Охотничья», «Фруктовая», «Китайская», «Морская», «Лесная», «Персидская», «Померанцевая». Благоухали ароматами ликеры: «Шоколадный», «Мандариновый», «Ореховый», «Ванилевый», «Апельсинный», «Розовый», «Кофейный», «Чайный», «Анисовый», «Рябиновый».

По прейскуранту можно было заказать ямайский и кубинский ром, французский коньяк, немецкую и итальянскую водку. Импортировалось вино – бордоское, бургонское, рейнское, мозельское. Торговал Петр Смирнов и отечественным вином – крымским, бессарабским, донским, дербентским, кахетинским. В одной из описей значится, что на складах компании находится 515 703 ведер вина отечественного, вина иностранного – 25 750 ведер.

Один  из главных хитов Смирнова – водка «Нежинская рябина». Ее премьера состоялась на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 году. Успех был феноменальный. Фотографии «Нежинской рябины» в оригинальной бутылке – вытянутый, как лебединая шея, конус, а в основании гофрированная «юбочка», – замелькали на обложках модных журналов. Члены жюри, оценив изысканный вкус, тонкий аромат и разливающееся по телу после нескольких глотков мягкое тепло, единогласно наградили этот шедевр Петра Смирнова Большой золотой медалью.

Закат империи Петра Арсеньевича Смирнова

За более чем три десятилетия Смирнов удостоился множества наград и на международных выставках, и от правительств различных стран, и на российских ярмарках. Последняя прижизненная награда – золотая медаль Стокгольмской выставки 1897 года. Торговый дом Петра Смирнова подготовил к этой выставке стенд в виде просторного винного погреба, представив все многообразие своей продукции.

Петр Арсеньевич умер в 1898 году. Согласно завещанию бизнес разделили в равных долях между тремя старшими сыновьями – Петром, Николаем и Владимиром. Однако двое из них не захотели продолжить дело отца и продали свои паи Петру Петровичу Смирнову.

Петр Петрович скоропостижно скончался в 1910 году. Компанию возглавила его вдова Евгения Ильинична Смирнова. В 1914 году в связи с началом войны в России был введен сухой закон. Знаменитое производство водок, настоек и ликеров перевели на выпуск уксуса и безалкогольных напитков. А после национализации в 1918 году торговый дом Петра Смирнова прекратил свое существование.

Что же касается американской водки Smirnoff, то ее производство запустил в 1934 году выходец из России Рудольф Каннет. В 1933-м он приобрел права на бренд у Владимира Петровича Смирнова – сына Петра Смирнова, проживавшего после революции в Швейцарии. С тех пор бренд неоднократно переходил от одной компании к другой. Сейчас он принадлежит крупнейшей британской корпорации Diageo.

В современной России бренд «Смирновъ» в 1992 году восстановил правнук основателя компании Борис Алексеевич Смирнов. Он организовал на заводе в Черноголовке выпуск нескольких водок по рецептам своего знаменитого предка. Diageo немедленно приступила к судебным тяжбам. Они продолжаются и поныне. «Смирновъ» закрепил за собой право продаваться в России. Smirnoff же продается во всем мире, включая и Россию.
В Библиотеке "Главная мысль" Вы можете прочитать уникальную книгу о знаменитой династии Смирновых. Эта книга уникальна тем, что историю династии рассказывает третий сын Петра Смирнова, Владимир Петрович, возродивший в XX веке в эмиграции дело отца и превративший марку «Smirnoff» в мировой бренд с объемом продаж более $1 млрд.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(24) "smirnov-petr-arsenievich" }