Подпишитесь на интересную рассылку!

Архитектор Ле Корбюзье

25.04.2016 5606

Придавая городским джунглям небывалые формы, Ле Корбюзье изменил облик городов, воплотив в своих воздушных конструкциях динамичность современного образа жизни и стремление человека к гармонии с собой и окружающим миром.

Биография Ле Корбюзье

Он пользовался настолько непререкаемым авторитетом, что французская общественность всерьез обсуждала его проект снесения центральной части Парижа ради создания прекрасного города будущего.

Настоящее имя легендарного Ле Корбюзье – Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон (кантон Невшатель) в семье, многие поколения которой занимались ремеслом часовщиков-эмальеров. В 13 лет его определили в местную школу декоративно-прикладного искусства.

В 15 лет он уже самостоятельно украшал корпуса часов изящной гравировкой и разрисовывал эмалью циферблаты. А в 18 лет ему захотелось попробовать себя в более крупных формах. И под руководством профессионального архитектора он спроектировал жилой дом для гравера Луи Фалле, который входил в совет Школы искусств.

Эта ученическая работа стала переломной. Жаннере оценил перспективы перехода с плоскости, с которой имели дело его многочисленные предки-эмальеры, к объему, предоставлявшему художнику особую творческую свободу. Полгода он провел в Вене, общаясь с представителями венского сецессиона (объединение венских художников периода 1890-1910 гг.), одним из основателей которого был Густав Климт. Он обратил на себя внимание Йозефа Хофмана, архитектурного лидера венского модерна. Хофман пригласил Жаннере поработать у него в мастерской. Однако тот с благодарностью отказался. Для него венский модерн был уже классикой, его манили новые горизонты.

Архитектор Ле Корбюзье

Два года Жаннере стажировался в Париже в архитектурном бюро братьев Перре, использовавших в качестве основного материала недавно появившийся железобетон. Затем работал в Берлине у Петера Беренса, одного из основоположников промышленной архитектуры.

Накануне Первой мировой войны Жаннере вернулся в родной город и открыл архитектурную мастерскую. Выполнил несколько заказов. Главное его достижение той поры – концептуальный Дом-Ино из крупноразмерных сборных элементов, напоминающих костяшки домино. Это было абсолютно новое слово в градостроении, прорыв не только в форме, но и в технологии.

Париж должен быть разрушен

В 1917 году Жаннере переезжает в Париж и устраивается архитектором-консультантом в «Общество армированного бетона» Макса Дюбуа. Среди самостоятельно выполненных им проектов того периода преобладают промышленные объекты: скотобойня, оружейный арсенал, электростанция, водонапорная башня, гаражи. Заодно он основал и возглавил фабрику по производству крупноблочных железобетонных конструкций.

В Париже художественная жизнь била ключом. Жаннере познакомился с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Хуаном Грисом, Фернаном Леже. Увлекся живописью, участвовал в групповых выставках кубистов. Затеял философско-художественный журнал L’Esprit Nouveau («Новый дух»), в котором опубликовал ряд теоретических статей, в частности наделавшую много шума «Пять отправных точек современной архитектуры». Статьи он подписывал псевдонимом Ле Корбюзье. И вскоре сделал это имя своим персональным брендом.

В 1922 году он открыл на улице Севр архитектурное бюро, пригласив компаньоном своего кузена Пьера Жаннере. Именно здесь Ле Корбюзье и реализовал большинство своих эпохальных проектов.

Начинал с дорогих вилл в модернистском стиле. Для тогдашнего Парижа это было весьма радикально. Его имя замелькало в газетных заголовках – с эпитетами «лидер современной архитектуры» и «авангардист европейского масштаба».

В 1925 году Ле Корбюзье обнародовал проект города будущего – так называемый «план Вуазен». Авангардист европейского масштаба предлагал снести весь центр Парижа площадью в 240 гектаров и на освободившейся территории возвести 18 одинаковых 50-этажных офисных небоскребов. А между ними – малоэтажные горизонтальные сооружения, выполнявшие инфраструктурные функции. Застройке подлежало лишь 5% территории, остальное отводилось под транспортные артерии, парки и пешеходные зоны. Такая структура, утверждал Ле Корбюзье, наиболее соответствует человеческой природе. Обсуждение сенсационного плана было бурным. Вполне понятно, что большинство парижан с возмущением его отвергло.

Авангардист европейского масштаба предлагал снести весь центр Парижа площадью в 240 гектаров и на освободившейся территории возвести 18 одинаковых
50-этажных офисных небоскребов.

Однако архитектора это не обескуражило. Он продолжил разрабатывать концепцию «зеленого города» с передовой инфраструктурой. Так родились градостроительные проекты радикального переустройства Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Антверпена. Ясно, что это была чистая наука, градостроительная абстракция, послание потомкам – ни один проект не оперировал ни финансовыми, ни организационными, ни социальными категориями. Кое-что все же претворялось в жизнь. Правда, в сильно уменьшенном масштабе. По заказу промышленника Анри Фрюже в пригороде Бордо по проекту Ле Корбюзье был построен городок «Современные дома Фурже» из полусотни двух- и трехэтажных домов четырех типов. Так реализовалась концепция серийного строительства из стандартных панелей. Себестоимость оказалась рекордно низкой, и вполне комфортные квартиры стоили недорого.

А в 1925 году на Парижской выставке встретились два гения – Ле Корбюзье и Константин Мельников. Каждый построил свой национальный павильон. Кстати, оба архитектора участвовали в конкурсе на лучший проект Дворца Советов, который предполагалось соорудить на месте снесенного храма Христа Спасителя, и который так и не был построен. Однако один проект Ле Корбюзье в Москве все же реализовали. Это здание Центросоюза на Мясницкой улице, в котором сейчас размещается Росстат.

Архитектура Ле Корбюзье

В 1930-е годы Ле Корбюзье совершает турне по США и странам Латинской Америки, выступая с лекциями и участвуя в крупных архитектурных проектах. Он – один из инициаторов проведения конгрессов современной архитектуры. Он издает книги, немедленно превращающиеся в бестселлеры. В его мастерскую стремится талантливая молодежь, и многие выходят из ее стен мастерами.

Ле Корбюзье обогащает архитектуру новаторскими решениями как в технологическом, так и в эстетическом плане. Вот лишь некоторые из них: колонны-опоры под первым этажом здания, солцезащитные жалюзи (солнцерезы), сплошное остекление. Ле Корбюзье основал Ассамблею строителей, решавшую научно-исследовательские задачи. Одна из ее разработок – модулор, система гармонических пропорций человеческого тела и его жилища, архитектурный аналог золотого сечения.

После войны Ле Корбюзье занялся реконструкцией городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, сильно пострадавших из-за боевых действий. Он внедряет «жилые единицы», рассчитанные на основе модулора. В то же время в своих градостроительных решениях активно применяет идеи «зеленого города».

Концепция «жилых единиц» доведена до совершенства в «Марсельском блоке», многоквартирном жилом доме на опорах-колоннах. Стандартные двухуровневые квартиры объединяются вокруг общественных помещений – кафетерия, библиотеки, продуктового магазина, почты, парикмахерской. Здание превращается в целый город со своей инфраструктурой. А снаружи – лоджии, ставшие сегодня неотъемлемым элементом курортных отелей. Внешняя отделка выполнена в ярких красках. Похожие дома были построены в Нант-Резе (1955), Бри-ан-Форе (1961), Фирмини (1968), а также Западном Берлине (1957).

Зеленый город

В 1950 году сбылась заветная мечта архитектора: ему заказали проект нового города, строящегося на пустом месте. Дело в том, что при отделении от Индии Пакистана, индийская часть штата Пенджаб лишилась столицы – Лахор отошел к пакистанцам. И индийское правительство обратилось к знаменитому французу с просьбой спроектировать новую столицу штата – Чандигарх.

Архитектор Ле Корбюзье

Ле Корбюзье помогали три человека: англичане Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также его кузен Пьер Жаннере. Кроме того, с ним также работала группа из девяти индийских архитекторов во главе с М.Н. Шарма.

Город, строившийся, что называется, в чистом поле более 10 лет, стал для ценителей конструктивизма таким же местом паломничества, как Тадж-Махал. Чандигарх, раскинувшийся у подножия Гималаев между двух рек, состоит из 47 секторов фиксированной площади – 800 на 1200 метров. Каждый сектор автономен, это своего рода городок со своей инфраструктурой.

Мой поиск, как и мои чувства, направлен на то, что составляет главную ценность жизни, – поэзию. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе.

Но есть зоны, выполняющие общегородские функции. Помимо административного центра, к ним относится, в частности, розовый парк самый крупный в Азии. Тут выращивают более 1600 сортов роз.

Город окружен зоной озеленения шириной 16 километров. По замыслу Ле Корбюзье это кольцо должно препятствовать расползанию построек за городскую черту. Как ни странно, город до сих пор не разросся.

Ле Корбюзье лично спроектировал главные здания Чандигарха – Дворец юстиции, Ассамблею, Капитолий, а также музей, художественную галерею, художественную школу и яхт-клуб. Всех их отличает внешняя отделка, получившая название béton brut («необработанный бетон»). Это решение положило начало новому архитектурному течению – брутализму, получившему всемирное распространение в 1950–1970 годы.

При жизни Ле Корбюзье были построены 30 городских секторов. Сейчас их 57. Население Чандигарха превышает миллион человек. За счет рациональной планировки, заложенной Ле Корбюзье, и сегодня в городе нет ни характерной для азиатских городов скученности, ни неизбывных, например, для Москвы транспортных проблем. Вот вам и «план Вуазен».

Я иду к людям

Творчество Ле Корбюзье на протяжении всей его жизни не было статичным, он часто менял стилистику, отзываясь на требования времени. Но главным в его архитектурной феерии всегда был человек. А для человека главное – поэзия. «Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии архитектора и строителя, – говорил Ле Корбюзье. – Мой поиск, как и мои чувства, направлен на то, что составляет главную ценность жизни, – поэзию. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому он способен постигать сокровища, скрытые в природе».

В 1950–1960-е годы Ле Корбюзье проявляет особое внимание к пластике поверхностей, композициям, взаимодействующим с окружающей средой, контрастному сочетанию материалов различной фактуры. Он смело экспериментировал с вертикальной структурой, добиваясь отмены жесткого деления здания на этажи. Все это отразилось в проектах того времени: капелла в Роншаме, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, монастырь Ля Туретт, Музей западного искусства в Токио и др.

Великий зодчий трагически погиб 27 августа 1965 года, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн на Средиземном море, где жил в своем летнем домике. Прощание с ним состоялось в Лувре, главным распорядителем панихиды был министр культуры Франции – писатель Андре Мальро.

В 1967 году в Цюрихе по чертежам Ле Корбюзье был сооружен «Центр Ле Корбюзье», ставший прекрасным памятником блистательному французу. Его творения и творческое наследие внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(22) "le-corbusier-architect" }