Подпишитесь на интересную рассылку!

Как преодолеть заниженную самооценку и продвинуться в делах

23.05.2016 5581

Большинство людей не достигают успеха в делах потому, что им мешают заранее установленные заниженные ожидания относительно себя и своих способностей. Причины — низкая самооценка, пессимизм, иногда даже депрессия. Но есть способ с этим справиться.

Заниженные ожидания обычно основываются на вере, что некоторые вещи просто невозможно сделать или что последствия провала будут настолько серьезными, что с их ликвидацией вам не справиться. Большинство из нас вполне комфортно чувствует себя, живя в рамках ограничений. Мы «знаем», что к некоторым вещам мы способны, а к некоторым — нет. Мы «знаем», что математика или грамотность — не самые сильные наши стороны, и поэтому выбираем профессию (и задачи в рамках этой профессии) с учетом своих слабостей. Что же делать тем, кто хочет большего?

Причиной заниженной самооценки может быть «выученная беспомощность». Это отказ действовать при столкновении с трудностями. Ввел этот термин известный психолог, основатель позитивной психологии Мартин Селигман. Он экспериментально установил, что выученная беспомощность возникает в результате многократного повторения ситуаций, когда мы не можем контролировать происходящее и не в силах что-либо изменить.

Когда человек какое-то время видит тщетность своих усилий, то рано или поздно он перестает надеяться, что может что-то изменить. И, как следствие, ничего не предпринимает даже тогда, когда ситуация меняется к лучшему и его действия уже могут на что-то повлиять. Так мы научаемся быть беспомощными.

Но давайте вернемся к заниженной самооценке. Мы так свыкаемся с придуманными ограничениями, что порой нам даже и в голову не приходит, что мы способны на гораздо большее. Психиатр Марк Гоулстон в своей книге «Ментальные ловушки на работе» пишет, что причина этого кроется в детстве. Скорее всего, ваши родители или отговаривали вас от слишком высоких ожиданий, или же, наоборот, ставили планку так высоко, что шансов на успех у вас не было никаких. Но в любом случае, когда вы терпели неудачу, не получали никакой поддержки и наставлений, которые помогли бы вам стать более упорным человеком.

Известный психолог Виктор Франкл обратил внимание вот на какую закономерность: если мы говорим человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле (не в плане роста, а в плане возможностей), то это позволяет ему все время тянуться за более высокой планкой, развиваться. Однако оптимальный уровень такой планки должен быть только на 10-20% более чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть. Франкл, основываясь на своем многолетнем опыте психотерапевта, утверждал, что это работает всегда потрясающе!

Этот метод могут взять на вооружение руководители, общаясь со своими подчиненными. Если руководитель все время говорит своему подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них. Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее, и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой.

Когда вы занижаете свои ожидания, то находитесь в режиме «да, но…». Да, вы хотите жить лучше, но… Всегда находится какое-нибудь «но». Такой режим психолог Эрик Берн, автор концепции сценарного программирования, назвал сценарием непобедителя. Кто же это такие? Это середнячки. Таким людям сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Марк Гоулстон советует с самого начала ставить себе высокие цели в работе или карьере, постоянно повышать планку. Если вы возьмете эту высоту, то станете увереннее в своих силах; если нет, станете сильнее. Но для начала надо преодолеть боязнь разочарования. Гоулстон предлагает сделать следующее:

1. Вспомните три случая из своей карьеры, когда ваши высокие ожидания не оправдались.
2. Сколько времени вам потребовалось, чтобы смириться с этим?
3. Что вы делали, чтобы смириться с неудачей?
4. Каков лучший способ, помогающий смириться с неоправданными надеждами?
5. Поставьте себе цель – в следующий раз, когда ваши ожидания не оправдываются, прибегните к способу из шага 4.

Как отключить режим «да, но» и поставить себе перспективную цель?

1. Задайте себе Невозможный Вопрос: «Какая невозможная вещь, если бы вы могли ее сделать, значительно помогла бы вашей карьере?» Ответив на этот вопрос, вы автоматически отключаете режим «да, но...».
2. Какая необходима стратегия, чтобы воплотить вашу невозможную мечту в реальность?
3. Каков первый шаг этой стратегии?
4. А теперь сделайте этот самый первый шаг. (И не сдавайтесь, корректируя цель, преуменьшая ее. Просто продолжайте работу в избранном направлении.)

Вы можете прочитать книги психологов Мартина Селигмана «Как научиться оптимизму» и Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь» всего за полчаса в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». Книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» скоро появится в нашей Библиотеке.

Эту статью Вы также можете прочитать в Библиотеке «Главная Мысль».


Статьи по теме

Как установить KPI: примеры и алгоритм действий

В решении найдете готовые примеры KPI для конкретных специалистов и алгоритм, который поможет вам выстроить собственную систему KPI. Это сложнее и займет больше времени, но в разы эффективнее. Все процессы станут прозрачнее, вы сможете строить прогнозы и ставить сотрудникам действительно работающие целевые показатели.

Как сократить расходы

35 антикризисных способов сократить расходы компании – в одном решении. Для удобства все способы разбили по процессам, например, IT, аренда, персонал. Все советы проверены на практике – ими поделились руководители успешных российских компаний.

Эксперимент, подтверждающий, что работать надо понемногу, а перерывы делать почаще

Работая больше, человек устает. Начинает совершать ошибки. Теряет концентрацию и свежесть восприятия. Своевременный отдых помогает избежать всех этих проблем и принимать верные решения.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(12) "effectivnost" ["news_url_postfix"]=> string(35) "kak-preodolet-zanigennyu-samoocenku" }