Подпишитесь на интересную рассылку!

Рынок ценных бумажек: филателия

17.10.2016 4449

Все в детстве переживали период увлечения филателией, носились со своими марками страны Гваделупы. Некоторые возвращаются к этой забаве и в более зрелом возрасте – и с вполне деловыми намерениями.

Инвестиции в резаную бумагу

Если в России объем филателистического рынка пока составляет всего лишь $80 млн., то на Западе, по оценкам независимых экспертов, этот показатель колеблется в диапазоне от $10 млрд. до $15 млрд., и в него вовлечено от 50 до 100 миллионов человек. То есть для одних филателия - серьезный бизнес, для других – выгодные инвестиции.

Отцом почтовой марки считается сэр Роуленд Хилл, сумевший провести через консервативный парламент проект реформы почтового ведомства. В изданной им брошюре говорится: «предварительная оплата пересылки осуществляется с помощью маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем». 1 мая 1840 года в обиход были введены пресловутые «маленькие кусочки» – черные однопенсовые и синие двухпенсовые марки.

Как только появляются некие эквиваленты денег, народ сразу смекает, как на этом поживиться. Марки погашались штемпелями с красной краской, и на черных однопенсовиках (знаменитых «Черных пенни») эти метки часто просто не читались. Ловкачи пускали марки в ход вторично. Поэтому вскоре почтовое ведомство заменило красные штемпели на черные, а цвет однопенсовиков – на красный.

Самая дорогая в мире марка поначалу была чистым глумлением и над здравым смыслом, и над государственной экономикой. Ее выпустили в 1847 году в британской колонии Маврикий благодаря причуде госпожи Гомм, супруги губернатора острова. Леди захотелось, как и знатным лондонским дамам, рассылать приглашения на балы в конвертах с красивыми марками. Муж устроил ей такое удовольствие. Гравер плохо знал английский и вместо Post paid нанес на марку слова Post office. За работу он получил 10 фунтов и 10 шиллингов, хотя суммарный номинал марки не дотягивал и до 5 фунтов. Зато марки получились нарядными, чисто дамскими. Сегодня «Красный Маврикий» оценивается в $15 млн.

Гасить или не гасить?

Ежегодно почтовые марки вырастают в стоимости на 15%-25%, что гарантированно перекрывает уровень «нормальной» инфляции. Но эти цифры – очень средние. Что-то, наоборот, падает в цене, причем падение может быть существенным, в разы. Что-то, точно так же в разы, дорожает. Это свободный рынок, и на нем действуют те же законы, что и на бирже.

Основные принципы, влияющие на стоимость марки, просты. Самые ценные - редкие и старинные экземпляры. Плохая сохранность зубцов и клеевого слоя, потертости и надрывы существенно снижают цену. Учитываются тираж марки, ее биография, сохранность почтового штемпеля. Повышают стоимость «уродства» - типографские ошибки типа перевернутого изображения, использование в части серии другого сорта бумаги. Действует и фактор моды: скажем, вчера повышенным спросом пользовались космические сюжеты, сегодня – спортивная тематика, а завтра, глядишь, коллекционеров заинтересует фауна и флора. Что же касается гашеных и негашеных марок, то тут нет четких критериев. Те серии марок, которые выпускались на очень короткий период времени и почти не использовались, дороже в гашеном виде. В остальных случаях наличие почтового штемпеля снижает цену. Есть и еще один момент: набор разрозненных марок, пусть даже среди них встречаются отменные экземпляры, всегда будет дешевле грамотно составленной тематической коллекции.

Опыт и знания приходят к коллекционерам с долгими годами постоянной практики. Можно, конечно, пользоваться каким-нибудь авторитетным каталогом  – американским Scott, французским Yvert et Tellier, немецким Michel или респектабельным британским 22-томным Stanley Gibbons. В них всегда указывается предполагаемая рыночная стоимость марок. Вот только у каждого издания своя правда - подчас с политической подоплекой. Французы, например, занижают стоимость британских марок. А американцы в грош не ставят почтовую полиграфию Кубы и Венесуэлы.

Но главное, каталоги не определяют тенденций к росту и снижению. Тут, как и на всякой бирже, нужна интуиция. А ее не наработаешь с годами, это врожденное качество. Вот почему серьезные коллекционеры-инвесторы привлекают к сотрудничеству профессиональных дилеров в качестве персональных агентов. Перед ними стоит еще одна важная задача: отличать подлинники от подделок (кстати, некоторые подделки ценятся выше подлинников). Когда речь идет о покупке дорогостоящих раритетов, агент привлекает экспертов.

Двойка по географии

Вообще, без экспертов в марочном бизнесе никак не обойтись, и дело тут не только в определении подлинности. Странно, но среди филателистов немало людей, весьма приблизительно знакомых с географией. Они становятся жертвами филателистических пиратов, печатающих и успешно продающих марки несуществующих государств. Например, в начале 50-х годов прошлого века группа дельцов выпустила в продажу марки «Республики Моллукских островов», принадлежащих Индонезии. В конце 60-х та же история повторилась с «государством Нагаленд» - а его и вовсе нет на карте.

Родоначальником такого рода проделок был некий Мари Давид де Майрена - в 70-е годы XIX века он выпустил в продажу несколько марок псевдокоролевства Седанг, выдавая себя за монарха Марио I. Через двадцать лет примерно тот же сюжет повторил французский журналист Джеймс Харден-Хики. Во время шторма корабль, на котором он плыл в Рио-де-Жанейро, причалил к необитаемому острову Тринидад (одноименный остров входит в состав государства Тринидад и Тобаго). Клочок скалистой земли так понравился журналисту, что он провозгласил себя его монархом Джеймсом I, открыл в Нью-Йорке посольство «княжества Тринидад» и отпечатал большим тиражом серию из 7 марок. Когда же «монарх» решил наведаться в свои владения, то обнаружил на острове британскую телеграфную станцию. Понятно, что войну английской королеве он объявлять не стал.

Ненатуральный обмен

Есть несколько вариантов коллекционирования марок. Обмен с себе подобными – метод, вроде бы дискредитированный советской практикой. А между тем, на Западе это главный способ перемещения крупнейших филателистических капиталов. В ноябре 2005 года был установлен абсолютный рекорд: управляющий семейством облигационных фондов Pimco Билл Гросс и президент Mystic Stamp Co. Дональд Сандмэн обменялись раритетами, стоимость которых была оценена в $2,97 млн. Гросс получил одну из двух существующих в мире марок Z Grill с изображением профиля Бенджамина Франклина и стал первым в мире обладателем полной коллекции марок США XIX века. Сендману достался блок из четырех марок 1918 года «Перевернутая Дженни» с изображением биплана Curtiss JN-4. Стоимость этой сравнительно молодой марки столь велика из-за типографской ошибки – самолет изображен в перевернутом виде. Кстати, за 7 лет цена Z Grill выросла втрое – в 1998 она была продана «всего» за $935 тыс.

Но даже если присовокупить к стоимости этих двух марок еще и $15 млн. за «Красного Маврикия», и бесценный блок «Черных пенни», хранящийся в Британском музее, и еще около сотни суперхитов филателистического рынка, сумма получится мизерной в сравнении с гуляющим по миру 15-миллиардным массивом марочных денег. Распределяются они не путем личного обмена, а через грандиозную сеть специализированных торговых фирм. В мире действует больше двухсот гигантов филателистического бизнеса, обслуживающих весь спектр коллекционеров – от случайных посетителей магазинов до персональных клиентов. Система продаж тоже очень разнообразна. Тут и розничная торговля, и исполнение заказов на поиски нужных экземпляров, и аукционы.

Старейшее и самое уважаемое заведение - лондонский торговый дом Stanley Gibbons, основанный сыном аптекаря Гиббонсом в 1856 году, всего через 16 лет после появления «Черных пенни». Фирма по-прежнему обитает в здании аптеки, но занимает уже два этажа. Ее ежегодный оборот - порядка $20 млн, и на аукционы регулярно собираются десятки самых состоятельных коллекционеров со всего мира.

Кроме «Стэнли Гиббонс», авторитетными аукционными домами считаются британские «Г. Р. Хармер» и «Робсон Лоу», немецкие «Генрих Кёллер», «Арнольд Эбель» и «Ганс Морманн», швейцарские «Коринфила», «Петер Рапп» и «Давид Фельдман», французские «Филипп Риме » и «Жак Робино», австрийские «Аустрофил» и «Доротеум».

С конца прошлого века марки продаются на Интернет-акуционах. Такой торговлей занимаются не только уже перечисленные профессиональные фирмы, но и электронные барахолки, в том числе всемирно известный ресурс e-bay. Низкое качество материала здесь более чем компенсируется громадными объемами продаж, и деньги перекачиваются огромные. Самым большим спросом пользуются бокслоты из нескольких десятков тысяч марок, каждая из которых дешевле цента.

Аналогичный блошиный рынок есть и в русском сегменте Интернета – на Молоток.ру. Российские собиратели почтового мусора пользуются той же тактикой, что и юзеры e-bay: побольше и подешевле.

Все выше, выше и выше

У филателистов во все времена пользовались популярностью колониальные марки - овеянные романтикой дальних странствий, насыщенные исторической экзотикой, изобилующие всевозможными типографскими ошибками. Да и динамика роста цен у них прекрасная. Вот, например, что произошло за год (с 2006 по 2007), с марками, которые отнюдь не принадлежат к раритетам, а просто входят в состав добротной и грамотно собранной коллекции. Цены указаны в фунтах стерлингов.

Басутоленд, 1938, 1d Tower: 110 – 130

Британская Колумбия, 1868, Green Penny: 850 – 1.100

Джохор, 1876, 2c  Brown: 13.000 – 15.000

Невис, 1876, 1s: 6.500 – 10.000

Ванкувер, 1865, 5c: 20.000 – 30.000

Суммарная же стоимость этой коллекции, состоящей из 20 марок, за год увеличилась с 101 240 до 157 930 фунтов стерлингов.

Казалось бы, в сравнении с этой математикой отечественная сильно проигрывает. Да, относительно номиналов это так. Но динамика некоторых советских марок, выпущенных не так уж и давно, у филателистических новичков вызывает изумление. Вот пример: стоимость коллекции из 15 марок, выпущенных с 1923 по 1938, за год (с 2000 по 2006) выросла с 63 600 до 233 100 рублей. Выше всех взлетел самолет Fokker FIII, изображенный на 5-рублевой марке «Авиапочта СССР» 1923 года – с 6000 руб. до 31000 руб. В коллекцию входят марки серии «Золотой стандарт», «Дирижабль граф Цеппелин», «Памяти погибших стратонавтов», «Менделеев», «20-летие Красной армии», «Перелет Москва - Сан-Франциско». А самым дорогим оказался квартблок из 4-х неразъединенных 15-копеечных марок «Золотой фонд» лимонного цвета: в 2006 году его цена составила 120 тыс. рублей против 35 тыс. в 2000 году.

Конечно, далеко не все марочные цены растут столь стремительно. Но игра стоит свеч: статистика показывает, что по эффективности вложений филателия занимает четвертое место среди разнообразных видов инвестиционной деятельности. И, кстати, опережает приобретение ценных бумаг, которые в табеле о рангах инвестиционного банка Salomon Brothers занимают лишь пятое место.


Статьи по теме

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

Mercedes-Benz отмечает 10-летие сотрудничества с ПМЭФ

На протяжении 10 лет подряд компания АО «Мерседес-Бенц РУС» успешно сотрудничает с Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ). Тем самым продолжается успешная традиция эксклюзивного автомобильного партнерства с ПМЭФ и презентации здесь новых автомобилей.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(7) "offline" ["news_theme_url_postfix"]=> string(6) "veschi" ["news_url_postfix"]=> string(32) "rynok-cennyh-bumazhek-filateliya" }