Подпишитесь на интересную рассылку!

Информационная безопасность бизнеса

02.04.2016 5113

Ничто не дается бизнесу столь дешево и не обходится столь дорого, как ошибки в системе защиты корпоративной информации. Лучше учиться на чужих ошибках безопасности.

Кибератаки и DLP-системы

В 2010 году сотрудник HSBC- банка, входящего в полусотню самых надежных банков мира при увольнении прихватил с собой реквизиты 15 тыс. клиентов (преимущественно из Швейцарии и Франции). Этот обошлось банку в $94 млн, потраченных на замену неэффективной системы безопасности.

Куда больший ущерб нанесли добропорядочным гражданам киберпреступники, взломавшие Twitter-аккаунт Associated Press. Взломщики кратко «прощебетали»: «Два взрыва в Белом доме, Барак Обама ранен». Индекс Dow Jones упал на 150 пунктов, а голубые фишки сократили свою суммарную капитализацию на $200 млрд. Правда, после того как появилось опровержение, паника прекратилась, и индекс вернулся к прежнему значению. Но те, кто поспешили сбросить акции по ползущим вниз ценам, изрядно прогорели. Ответственность за взлом взяла на себя некая «Сирийская электронная армия». Однако утверждать наверняка, что это была не чисто экономическая диверсия, нельзя. Уж слишком точно было выбрано время: сразу же после теракта на Бостонском марафоне.

На Всемирном экономическом форуме в числе глобальных рисков для мировой экономики, таких как коррупция, демографический кризис, истощение природных ресурсов, были впервые в истории названы и кибератаки. Угрозы, подстерегающие и компании, и государственные структуры, могут быть как внешними, так и внутренними. Собственно кибератаки – это внешняя угроза. Внутренние угрозы – необязательно результат злого умысла. Вполне лояльные, но некомпетентные в области IT сотрудники могут случайно запустить вложенную в электронное письмо вредоносную программу, по ошибке стереть нужную папку, забрести на сайт, нашпигованый троянами. В результате важная для компании информация может либо бесследно исчезнуть, либо попасть в руки конкурентов или каких-нибудь «борцов за справедливость», одержимых идеями спасения человечества от глобализма и прочих язв капитализма, тоталитаризма etc. Статистика показывает, что наибольший вред компании терпят от своего же персонала.

Информационная безопасность бизнеса

Проблема компьютерной безопасности возникла сразу, как только американская компания Eckert-Mauchly Computer Corporation в 1951 году выпустила первый серийный компьютер UNIVAC I. Долгое время эта проблема носила скорее теоретический характер. Все изменилось после изобретения Интернета и лавинообразного разрастания Всемирной паутины.

Для противодействия киберпреступности понадобилась целая новая индустрия. Каждый год российские и иностранные компании выпускают все новые и новые антивирусы, криптографические программы, продукты, предотвращающие фишинг и ddos-атаки и т. п. Программы постоянно совершенствуются, возникают новые их разновидности. В частности, сравнительно недавно на рынок средств информационной безопасности вышли DLP-системы (Data Leak Prevention), предотвращающие утечку информации из корпоративных сетей.

Полноценная и полнофункциональная DLP-система обладает следующими функциями:

  • тотальный и постоянный контроль всех каналов потенциальной утечки информации;
  • анализ всего трафика, выходящего за пределы корпоративной сети на предмет наличия конфиденциальной информации;
  • блокирование передачи конфиденциальной информации, под которой понимаются не только корпоративные секретные данные, но и оскорбительные высказывания, непристойные видеоролики, а также почтовые рассылки, по той или иной причине негативно влияющие на корпоративный имидж;
  • блокирование приема нежелательной и вредоносной информации;
  • архивирование перехваченного несанкционированного трафика с целью расследования возникших инцидентов.

Необходимо отметить, что DLP-системы не отменяют актуальность прежних категорий продуктов, таких как антивирусы, криптографические программы, электронные замки с повышенной степенью идентификации пользователей и прочее. Однако весь этот инструментарий за последние 2–3 года стал более уязвимым. Причиной тому два глобальных IT-тренда: экспансия мобильных устройств и облачные вычисления.

Новые уязвимости

В настоящий момент на руках у россиян находится около 50 млн мобильных устройств – смартфонов, планшетов, нетбуков, ноутбуков и т. д. В этом году показатель увеличится еще на 12 млн, а к 2015-му превысит 70 млн. Согласно прогнозу аналитической компании International Data Corporation, мобильные устройства по частоте выхода в Интернет превзойдут персональные компьютеры уже в ближайшие месяцы.

И все эти устройства создают потенциальные уязвимости как для самой корпоративной сети, так и для хранящейся в ней конфиденциальной информации. У хакеров сейчас в большой моде вредоносные программы для смартфонов, работающих под управлением ОС Android. И поскольку сотрудники пользуются смартфонами и на работе, и дома, и на отдыхе, и в транспорте, вероятность инфицирования серверов, входящих в состав корпоративной сети, резко повышается.

Есть угроза и иного рода. Известны как минимум три случая, когда либо подгулявшие, либо перетрудившиеся сотрудники британской контрразведки MI-5, теряли свои ноутбуки с секретной информацией в самых неподходящих местах – в метро, такси, кафе. А смартфон, согласитесь, потерять куда легче, чем ноутбук.

Информационная безопасность бизнеса

Бороться с «тотальной мобилизацией» офиса бесполезно. Да и невыгодно: ведь сотрудники благодаря смартфонам и планшетам могут работать и дома или на отдыхе. По данным «Лаборатории Касперского», сейчас категорически запрещено использовать на работе мобильные устройства лишь четвертой части сотрудников всех компаний. Полный доступ к корпоративным ресурсам имеют 34% владельцев смартфонов, 38% – планшетов, 45% – ноутбуков. Для остальных введены ограничения различных уровней доступа.

Как же обеспечить информационную безопасность в эпоху мобильного Интернета и облачных вычислений? Задача непростая. Ведь рабочие станции и сервера корпоративных сетей работают под управлением одних ОС (Windows или Unix), их безопасность поддерживается встроенными в систему средствами. А мобильные устройства мало того, что используют свои ОС, так еще и не располагают эффективными средствами защиты, потому что они задумывались как устройства индивидуального, а не корпоративного пользования. Ситуация усугубляется еще и тем, что контролировать местонахождение мобильного устройства и источник подключения, а также то, в чьих руках оно находится, организационными методами невозможно.

Как правило, эти проблемы решаются программными средствами за счет усиления защитного контура системы, адаптирования корпоративной системы безопасности ко всему многообразию мобильных устройств и установки на них необходимых защитных приложений. Однако возможен и иной способ – выдать сотрудникам корпоративные защищенные планшеты и смартфоны.

Отечественный производитель средств компьютерной безопасности «Код Безопасности» выпустил планшет «Континент Т-10», работающий под управлением ОС Android 4 и оснащенный всеми необходимыми средствами для безопасной удаленной работы как самого планшета, так и приложений корпоративной системы, к которым он подключается через защищенный шлюз. Этот мобильный девайс полностью интегрирован в корпоративную систему безопасности и не требует никаких дополнительных адаптационных мероприятий.

Серьезные проблемы создают и облачные вычисления. Российский рынок облачных услуг уже превысил годовой оборот в $150 млн и растет ежегодно на 50%. При этом большая часть рынка приходится на частные облака, то есть создаваемые внутри корпорации. Частные облака существенно отличаются от корпоративных сетей жесткой конфигурации с точки зрения информационной безопасности. И требуют собственных средств защиты.

По линейке

Российский рынок информационной безопасности стремительно развивается и уже превысил объем в $600 млн. 15% рынка контролируют пять крупнейших игроков: «Астерос», «Крок», «Информзащита», Leta и «Инфосистемы Джет». Что же касается мирового рынка, то при ежегодном приросте в 30%, его объем приблизился к $1 млрд. Среди международных лидеров значатся такие гиганты, как Symantec, McAffee, TrendMicro, Check Point, Cisco Systems.

И российские, и западные производители, решая общие задачи, выпускают схожие продукты. Для того чтобы гарантированно защитить информацию от всего спектра существующих угроз, необходим комплексный подход, учитывающий все аспекты функционирования корпоративных сетей, не только технические, но и психологические, связанные с человеческим фактором. Наилучшие результаты достигаются при использовании всей линейки продуктов, обеспечивающих защиту информации: антивирусов, межсетевых экранов, антиспамов, криптографических средств, систем предотвращения потери данных и т. п. Одна единственная брешь в защитном контуре системы способна привести к непредсказуемому ущербу.

Но каждый отдельный отечественный производитель предлагают не всю продуктовую линейку. Возникает ситуация, получившая название «зоопарка систем», когда использование различных продуктов, имеющих различную идеологию, требует создания сложных схем управления. В исключительных случаях это может  привести к отказу системы.

Поэтому при выборе системы безопасности следует руководствоваться не только полнотой функционала и масштабируемостью, но и управляемостью, зависящей от единства концепции всех ее компонентов. Из российских вендоров, этому требованию удовлетворяет, например, компания «Код Безопасности», имеющая самую широкую продуктовую линейку. Ее продукты, инсталлированные по «бесшовной» технологии, позволяют оперативно отслеживать происходящие события из единой точки контроля всех защитных систем.


Статьи по теме

7 причин, почему мы покупаем товары, которые нам не нужны

Вам знакомо чувство, когда вы жалеете о том, что купили что-то совсем не нужное? Почему же так происходит? На какие крючки нас так ловко цепляет реклама? В статье мы разберем 7 причин, которые побуждают человека к таким действиям.

Геймификация в бизнесе: история, ошибки, механики

Могут ли рутинные дела превратиться в увлекательный процесс? Да, именно эта идея скрывается в понятии «геймификации».

Крауд-фандинг: с миру по нитке – стартапу бюджет

Вместо традиционных и зачастую бесплодных двух минут в лифте с инвестором иногда лучше напрямую обратиться к своим потенциальным потребителям: мир не без добрых людей, и на хорошее дело деньги всегда найдутся.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.