Подпишитесь на интересную рассылку!

Корпоративные университеты

28.09.2016 1333

Их главная особенность и отличие от обычных вузов – четкая направленность образовательной политики: здесь учат именно тому, что необходимо конкретной компании для реализации ее стратегии.

Engineering and Management Institute, основанный в 1927 году компанией General Motors, принято считать первым корпоративным университетом. Правда, в то время такого термина не существовало, его значительно позже ввела в обиход компания Motorola. Концепция не получала широкого распространения до 50-х годов прошлого века, когда были открыты Disney University и Management Development Institute компании General Electric. В 60-е процесс пошел. Первая ласточка - McDonald's со своим знаменитым Hamburger University. Для справки: в университет гамбургера прошли обучение более 65000 менеджеров, а его филиалы работают в Великобритании, Германии, Японии и Австралии.

Бум создания корпоративных университетов пришелся на 90-е годы: 1988 по 1998 год их количество увеличилось в 4 раза. Европа подхватила тенденцию несколько позже, в начале 90-х. В первых рядах оказались германская авиакомпания Lufthansa и Unipart, ведущая британская корпорация по производству комплектующих для автопрома. Сегодня Unipart University (UU), основанный в 1993 году - огромный суперсовременный образовательный комплекс, расположенный в штаб-квартире компании неподалеку от Оксфорда. Кстати, именно британский опыт использовала российская корпорация "Северсталь" для создания собственного корпоративного университета.

ЦЕЛИ БЛИЗКИ

Развитие технологий в 80-90 годы изменило методы ведения бизнеса. Конкуренция резко обострилась, ведь потребителю стала доступна информация о товарах и услугах, которые могут предоставить компании из самых разных регионов, равно как и из других стран. И тогда многие предприятия, лидеры своих отраслей, четко осознали, что их главное конкурентное преимущество – ценные кадры. Конечно, в таких компаниях уже существовали системы мотивации персонала. И все же, интересы отдельных сотрудников по-прежнему не совпадали с интересами корпораций. "Интеллектуальные активы большинства компаний стоят в три-четыре раза дороже, чем материальные. Однако никто из известных мне директоров не может похвастаться тем, что использует больше 20 процентов интеллектуального капитала фирмы. А теперь представьте, что ждет директора компании, который эксплуатирует всего 20 процентов своих производственных площадей?" - рассуждает в своей книге "Обновляйся или умри" Мэттью Кирнен. Корпоративный университет – мощный инструмент влияния на интересы сотрудников: в процессе обучения они фактически принимают участие в разработке стратегии компании. Это сближает их цели с целями корпорации и выстраивает осознанную корпоративно-деловую культуру.

Неформальные лидеры

В современном мире, где практически любая информация доступна, компания не может считать, что все лучшие люди в отрасли работают на нее. В жестко конкурентных условиях необходимо принимать меры для того, чтобы сохранять, накапливать и передавать новым сотрудникам специфические знания – те самые, которые можно считать основой выживания и развития именно этого конкретного бизнеса. Причем особенно ценным и важным, как показывает опыт успешных японских корпораций, становится так называемое «неявное» знание, которое существует на уровне индивидуума, плохо поддается формализации, и передать его кому бы то ни было довольно трудно. Проще говоря, его не изложишь на бумаге и не выдашь новому сотруднику в качестве руководства к действию. Неявное знание по определению личностно, тесно связано с навыками и опытом конкретного человека - так же, как и его идеалы, его ценности, его чувства. В корпоративных университетах учебный процесс основывается на практических занятиях, на примерах из реальной жизни компании. И опыт показывает, что это один из лучших способов передачи неформализованного знания.

Зачем? За спросом

Российским компаниям корпоративные университеты необходимы еще и потому, что предложение не отвечает спросу - наша система образования явно устарела. Она складывалась еще в индустриальную эпоху, и, естественно, не может справиться ни с нарастающим потоком информации, ни с требованиями, которые предъявляет выпускникам современный бизнес. Отчасти проблему решают частные образовательные структуры – предлагают много специальных программ, семинаров и тренингов. Вузы и бизнес-школы тоже стараются  реагировать: они готовы корректировать свои программы и создавать новые под запросы конкретных компаний, все зависит лишь от платежеспособности последних. Но бизнес все чаще убеждается, что не может удовлетворить свои потребности на рынке частных образовательных программ. "Стратегия нашей компании ориентирована на расширение. Рычаг для такого расширения - передача эффективных управленческих технологий, а инструмент - корпоративные методы, - говорит директор Корпоративного университета «Северсталь» Дмитрий Афанасьев. - Никакая бизнес-школа этого дать не может, потому что она не вовлечена в бизнес. Они просто не успевают за нами - вот и все. Когда нам требуются знания в области базового менеджмента, мы можем обратиться к внешним поставщикам образовательных услуг. Но бывают случаи, когда нам никто не может помочь, кроме отдельных специалистов, которых приходится приглашать для решения конкретной задачи. Это более гибкий вариант, и он лучше отвечает стратегии компании". В таких условиях крупные корпорации создают собственные образовательные структуры, где можно обучать специалистов всех уровней - от слесарей до менеджеров инновационных проектов.

Наши университеты

В России одними из первых за внедрение корпоративных университетов взялись пришедшие на наш рынок западные компании - Coca-Cola, McDonald's, Motorola. Российские компании начали создавать свои университеты с 1999 года. Первый  - основанный в том же 1999-м компанией "ВымпелКом" университет "Би Лайн". Сейчас собственные корпоративные университеты есть у многих российских предприятий - ОАО «Северсталь», «Ингосстраха», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Ростелеком», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Норильский никель», Группы компаний «Волга–Днепр». На сегодняшний день по данным Фонда стратегических разработок «Северо-Запад» в России насчитывается больше 30 корпоративных университетов (см. таблицу).

Размеры корпоративных образовательных структур сильно различаются: обучается в них от пяти до почти двухсот тысяч человек в год.

Корпоративные университеты в российском бизнесе

Отрасль

Компании, имеющие корпоративный университет

Топливно-энергетический комплекс

ОАО «Газпром»

ОАО «Белгородэнерго»

НК «СИДАНКО»

ОАО «ТНК»

Металлургия

ОАО «Северсталь»

Компания «РУСАЛ»

ОАО «ГМК «Норильский никель»

Машиностроение

ОАО «ГАЗ»

ОАО «ЗМЗ»

ОАО «Ростсельмаш»

ФПГ «Базовый элемент»

Телекоммуникации

ОАО «Вымпелком»

ОАО «Артелеком»

ОАО «МГТС»

ОАО «Ростелеком»

ОАО «Ивтелеком»

АФК «Система»

Транспорт

Авиакомпания « Волга-Днепр»

Финансовый сектор

АФК «Система»

ЗАО КБ «Citibank»

Группа компаний «Росгосстрах»

ОАО «РОСНО»

Финансовая корпорация «Уралсиб»

Потребительские товары и услуги

Торгово-промышленная группа «КРАФТ»

ОАО «Донской Табак»

ЗАО «Корпорация МИАН»

Телекомпания «ТНТ»

ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания»

Группа компаний «Владхлеб»

Корпораиця «ИНКОМ-недвижимость»

Торговля

ЗАО «Торговый дом «Перекресток»

Группа компаний «ЛБР-Групп»

Группа компаний «Виктория»

Компания «МИР»

Характер - нордический

Пожалуй, лучше всего со своими задачами сегодня справляется созданный в 2001 году корпоративный университет «Северстали»: он дает возможность эффективно управлять знаниями, формировать единую культуру ведения бизнеса и поддерживать управленческие решения менеджмента. И плюс к тому, играет роль исследовательского, информационного, образовательного, методического и консультационного центра для группы «Северсталь». Общая черта всех образовательных программ здесь - направленность на подготовку руководителей, способных управлять инновациями и изменениями на любом уровне и в любой сфере.

В этом году ОАО «Северсталь» запустило новую образовательную программу, цель которой —подготовка топ-менеджеров для международных подразделений корпорации. Как управлять компанией в условиях глобализации? Как эффективно обмениваться знаниями? На эти вопросы должны отвечать управленцы, нацеленные на глобальное развитие бизнеса. Для лидеров такого уровня необходима специальная программа развития стратегического и системного мышления. Такой образовательный проект был создан на основе опыта ведущих мировых компаний и получил название Global Leadership Program (GLP). Главный акцент программы – практика, моделирование реальных бизнес-ситуаций. Студентам предстоят зарубежные стажировки под руководством опытных преподавателей, кроме того, с ними будут работать индивидуальные наставники – топ-менеджеры «Северстали».Участниками Gobal Leadership Program-2008 стали пятнадцать руководителей – представители ОАО «Северсталь», ЧерМК, SNA, «Северсталь-метиз», «Северсталь-ресурс», Lucchini SPA, «Севергал». Кроме стажировок и практических занятий, их ждут встречи с экспертами мирового класса в области менеджмента.


Статьи по теме

Секрет профессоров Гарварда: как экономить 8 часов в неделю

Если вы хотите все успевать и уходить с работы не позднее 17.00, значит, секрет профессоров Гарварда как раз для вас. Он состоит из трех знаменитых гарвардских вопросов, ответы на которые помогут высвободить 8 дополнительных часов в неделю. Расскажем, как это работает.

Как раскрыть потенциал вашей команды?

Командный потенциал раскрывается не сразу. Нужно время, терпение и знания руководителя. И чем лучше руководитель освоит технологии командного управления, тем полнее он разовьет потенциал своей команды.

Стэнфорд

Кремниевое научно-образовательное сердце Долины из года в год, из десятилетия в десятилетие поставляет на мировой рынок высокотехнологичные кадры, запускающие самые глобальные стартапы.

Вам будет интересно

Инвестируем в знания: как организовать корпоративное обучение английскому языку?

Как повысить лояльность сотрудников?
Вместе с экспертами кадровой компании Coleman Services разбираемся, как сплотить коллектив в трудные времена и повысить эффективность бизнеса

Как превратить смартфон или планшет в инструмент для прибыльной торговли на рынке ценных бумаг?

Ответ в использовании современных интеллектуальных сервисов, которые становятся не только все мощнее и надежнее, но и проще в использовании.

Гравител

Как прокачать отдел продаж в 8 шагов?