Подпишитесь на интересную рассылку!

Роберт Стивенс, CEO главной корпорации американского ВПК

19.05.2016 3375

Хотя Роберт Стивенс человек сугубо штатский, именно на его плечах лежит ответственность за свободу и независимость США, поскольку он — не кто иной, как СЕО главной корпорации американского ВПК Lockheed Martin.

Выдающийся выпускник

Для того чтобы возглавить крупнейшую оборонную корпорацию Lockheed Martin, 95% оборота которой приходится на военные заказы Пентагона и военных ведомств других стран, Роберту Стивенсу пришлось учиться, учиться и еще раз учиться. Он не просто окончил с отличием Slippery Rock University, но был занесен в книгу выдающихся выпускников. Учеба продолжилась в Политехническом институте Нью-Йорка, а после службы офицером в морской пехоте Стивенс получил степень МВА в Бизнес-школе Колумбийского университета. Кроме того, дипломированный инженер и менеджер окончил факультет систем управления в Колледже управления министерства обороны.

Роберт Стивенс, CEO главной корпорации американского ВПК

Роберт Стивенс пришел в Lockheed Martin молодым специалистом и поработал на менеджерских должностях среднего звена чуть не в каждом департаменте корпорации. А департаментов в столь многопрофильной корпорации, как Lockheed Martin, занимающейся всеми важнейшими отраслями военной техники, предостаточно. Так уж сложилась ее история.

Главный движущий механизм успеха в корпорации — такое расширение зоны ответственности, при котором сотрудники получают возможность проявлять инициативу.

Первым делом — самолеты

В 1912 году пионеры американской авиации, инженеры и пилоты братья Аллан и Малкольм Лоугхиды основали Alco Hydro-Aeroplane Company. В 1916 году компания была переименована в Loughead Aircraft Manufacturing Company и стала выпускать надежные и неприхотливые в эксплуатации бипланы с двумя поршневыми двигателями. В 1926 году Аллан Лоугхид зарегистрировал Lockheed Aircraft Company (изменив написание своей фамилии так, чтобы оно было ближе к американскому произношению), а три года спустя продал компанию корпорации Detroit Aircraft. Тут грянула Великая депрессия, и детройтская корпорация разорилась. Lockheed Aircraft Company была куплена братьями Робертом и Кортлэндом Гроссами, которые и вели бизнес компании в следующие четверть века.

К военному производству компания приступила в 1935 году. Главная заслуга в создании эффективных военных моделей принадлежала выда­ющемуся авиаконструктору Клэренсу Джонсону.

В послевоенный период вместе с Клэренсом Джонсоном в корпорации работал еще один уникальный авиа­конструктор – Бенджамин Рич. Этот тандем выдавал один за другим шедевры боевой авиатехники, что вынудило главного конкурента – Boeing – в скором времени сосредоточить свои усилия в основном на гражданском авиастроении. Любопытно, что и Lockheed в 1970-х годах поступила симметрично, прекратив разработку и производство гражданских лайнеров.

С 1960-х годов корпорация занята со­зданием космической техники, а также баллистических межконтинентальных ракет как наземного, так и морского базирования.

Как на дрожжах

В 1995 году произошло объединение Lockheed Co. с компанией Martin Marietta, производившей как высокотехнологичную продукцию – ракеты Titan, военные спутники, межпланетные автоматические станции, так и строительные материалы – цемент и химикаты. Стройматериалы выделили в отдельную компанию, получившую полную самостоятельность. А корпорация Lockheed Martin оказалась абсолютным лидером среди компаний, работающих на оборону.

В 1996 году после приобретения за $9,1 млрд Loral Corporation, занимающейся военной электроникой, Lockheed Martin расширила свой профиль за счет коммуникационной и информационной спецтехники и систем глобальных сетей. Но через два года на сделку по приобретению за $8,3 млрд компании Northrop Grumman правительство США наложило вето, поскольку получавшийся в результате слияния монстр контролировал бы 25% бюджета Пентагона.

Роберт Стивенс, CEO главной корпорации американского ВПК

Для успеха в высокотехнологичной отрасли необходимо работать не на завтрашний день, а на послезавтрашний.

Хочу все знать

В этот период Стивенс занимал уже весьма высокие посты: в середине 1990-х, когда произошло объединение Lockheed и Martin Marietta, он был директором компании по стратегическому планированию. Через несколько лет его избрали президентом Lockheed Martin.

Как раз начались продажи супер­истребителя F-22, к тому же компания выиграла тендер на разработку нового многоцелевого самолета пятого поколения F-35, который должен со временем заменить F-22. Стоимость проекта – $200 млрд, рекорд в истории американского ВПК.

Вступив в 2004 году в должность СЕО, Роберт Стивенс продолжил политику ушедшего в отставку Вэнса Кофмана. Лидерство в высокотехнологичной индустрии можно удержать лишь при одном условии: сохраняя ведущее положение не только в технических, но и в научных разработках. В Lockheed Martin говорят так: «Для успеха необходимо работать не на завтрашний день, а на послезавтрашний». В полном соответствии с этой концепцией Стивенс приобрел компанию Nantero вместе с ее технологией изготовления нанотрубок, которые теперь широко используются в производстве Lockheed.

Возглавляя корпорацию, производящую стратегическую оборонную продукцию, Стивенс тем не менее придерживается весьма мягкого стиля руководства. Никакой палочной дисциплины. Ключевые вопросы в корпорации решаются коллегиально не только советом директоров, но и ведущими специалистами, отвечающими за тот или иной сектор деятельности. Стивенс считает, что принцип кнута и пряника не способен в должной мере регулировать отношения внутри компании. Главный движущий механизм успеха в корпорации – такое расширение зоны ответственности, при котором сотрудники получают возможность проявлять инициативу и реализовывать свой творческий потенциал.

Для того чтобы такая модель управления была эффективна, необходим постоянный приток в компанию новых творческих кадров. Lockheed Martin не только закидывает сети в технические университеты, чтобы вылавливать наиболее одаренных студентов. Компания вкладывает значительные средства в образовательные программы, охватывающие учащихся с 12-летнего возраста. Так, в 2010 году компания выделила половину своих корпоративных пожертвований на развитие образования в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Также Lockheed Martin выступает в роли генерального спонсора национального молодежного научно-инженерного фестиваля.

Корпорация производит самолеты, системы ПВО и ПРО, тактические и баллистические ракеты, спутники-шпионы, системы радиолокации и управления огнем, электронные разведывательные комплексы… И Стивенс непрерывно расширяет ассортимент.

Больше дела, меньше слов

Помимо базовых проектов, приносящих основную прибыль, Lockheed Martin создает серьезный задел на будущее. Стивенс уделяет перспективным разработкам не меньшее внимание, чем, скажем, суперистребителю F-35. Естественно, многие разработки засекречены. В результате новая техника, выходя на рынок, неизменно вызывает всеобщий ажиотаж. Так, в конце августа этого года в Вашингтоне продемонстрировали разведывательный беспилотный летательный аппарат. Поражают не только его размеры (он умещается на ладони), но и принцип действия. У беспилотника Lockheed Martin Samurai лишь одна рабочая плоскость при полном отсутствии рулей курса и тангажа. Повороты летательного аппарата осуществляются изменением тяги двигателя и смещением центра тяжести.

За 7 лет работы на посту СЕО Стивенсу удалось повысить экономическую эффективность компании. Даже в период кризиса он умудрился полностью сохранить портфель разработок, продуктовую корзину и не растерять заказы. Причем тот же самый объем работ и поставок теперь выполняют меньше сотрудников, чем было до его вступления в должность: 126 тысяч, а не 140 тысяч.

Генеральный подрядчик

Главный проект – многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35, способный в одиночку справляться с функциями целого авиазвена, – привлекает к себе внимание даже неспециальных СМИ не в меньшей степени, чем события в британском королевском семействе. К настоящему моменту выпущен 21 самолет трех модификаций (для ВВС, ВМС и морской пехоты); все машины проходят испытания в воинских частях американской армии.

Всего заказано 3148 самолетов. Около 2,5 тыс. приобретает Пентагон, остальные будут проданы в 8 стран НАТО. Серийное производство запланировано на 2015 год. Выступая в 2009 году в Хельсинки на съезде Ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности Европы, Стивенс предрек, что через десятилетие F-35 будут состоять на вооружении в 25 странах.

Еще один эпохальный проект, которым особенно дорожит Стивенс, – со­здание военной беспроводной информационной сети. Проект стоимостью $200 млрд был утвержден Пентагоном в 2004 году, когда Стивенс возглавил корпорацию. В проекте участвуют Boeing, Cisco Systems, General Dynamics, Hewlett-Packard, Honeywell, IBM, Microsoft, Northrop Grumman, Oracle, Raytheon и Sun Microsystems. Однако именно Lockheed Martin выступает в роли генерального подрядчика и координатора работ.

Стивенс считает эту сеть самым грозным оружием в арсенале США, которое коренным образом изменит все военное дело. «Закрытая сеть объединит американские военные и разведывательные центры в единое целое, – говорит СЕО Lockheed Martin. – Каждый солдат будет иметь прямо перед глазами полную картину боя». Однако этого оружия американскому солдату придется немного подождать – внедрение системы запланировано на середину 2020-х годов. Lockheed Martin производит почти весь спектр военного хай-тека: самолеты, системы ПВО и ПРО, тактические и баллистические ракеты, спутники-шпионы, системы радиолокации и управления огнем, электронные разведывательные комплексы, информационные системы. И Стивенс непрерывно расширяет ассортимент. Например, при нем корпорация начала выпускать быстроходные морские суда небольшого водоизмещения, оснащенные современнейшими средствами навигации и обладающие повышенной огневой мощью.

Пятерка за поведение

Один из принципов, которые Стивенс ставит во главу угла, не имеет, как может показаться на первый взгляд, непосредственного отношения к деятельности компании. Стивенс энергично борется за неукоснительное соблюдение всеми сотрудниками высоких нравственных норм. Дело в том, что в 1970–1980-х годах компания оказалась в центре серии международных скандалов, вызванных подкупом иностранных чиновников с целью получения выгодных контрактов на продажу оружия. Lockheed то­гда поплатилась не только морально, но и материально – вынуждена была раскошелиться на громадные штрафы.

Чтобы такого не повторилось, в компании разработали кодекс этики и бизнес-поведения, а также внедрили специальную программу по этическому тренингу. Это весьма способствует борьбе с коррупцией, соблюдению законодательства тех стран, с которыми компания устанавливает партнерские отношения. У программы несколько ступеней и довольно сложная вертикально-горизонтальная структура. В рамках программы в Lockheed Martin отобрано более 60 специальных «этических» инструкторов. Сейчас у Lockheed Martin безукоризненная деловая репутация. Иначе и быть не может, если речь идет о корпорации, уже несколько лет занима­ющей первое место среди подрядчиков Пентагона. Ну а сам Роберт Стивенс благодаря наработанному за долгие годы успешного труда авторитету не только является членом множества советов и академий по аэронавтике, но и активно влияет на внешнюю политику страны, входя в федеральный совет по международным отношениям.


Статьи по теме

Как привлечь богатство: 6 секретов от обладателя одного из самых больших состояний Америки

В честь основателя крупнейшей в мире сталелитейной корпорации Carnegie Steel Company Эндрю Карнеги названы десятки общественных организаций и благотворительных фондов.

Сергей Викулин о Доме Raschini

Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские.

Основатель Oracle Ларри Эллисон

Имя своей матери – Флоранс Спеллман – он узнал только в 48-летнем возрасте. 19-летняя девчонка отдала плод мимолетной любви своей тетке по материнской линии. Лиллиан и ее муж Луис Эллисоны усыновили новорожденного.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "persona" ["news_url_postfix"]=> string(30) "robert-stivens-lockheed-martin" }