Подпишитесь на интересную рассылку!

Лилиан Бетанкур

05.05.2016 4876

Более полувека назад Лилиан Бетанкур унаследовала основанную ее отцом знаменитую косметологическую компанию L’Oréal и доказала всему миру, что вполне этого достойна, многократно приумножив семейные капиталы.

Химия и жизнь

В 1908 году молодой выпускник Парижского государственного химического института Эжен Шуэллер запатентовал синтетическую краску. Это было принципиально новое слово в косметологии. Раньше в качестве красителей использовались хна и минеральные соли, дававшие весьма неестественный цвет. Шуэллер за счет варьирования компонентов и их процентного соотношения добился окрашивания волос в различные цвета естественных оттенков. И год спустя основал компанию Française des Teintures Inoffensives, вскоре переименованную в L’Oréal.

Открыв в Париже на улице Лувр «школу окрашивания», он пригласил туда лучших мастеров, в том числе бывшего парикмахера российского императорского двора. Популярность краски L’Oréal стремительно росла: в столице, а затем и в других крупных французских городах парикмахерские уже не могли работать без поставок Шуэллера.

Дипломированный химик, он выстраивал рекламу максимально респектабельно, в научном ключе. В учрежденной с его участием газете об уходе за волосами La Coiffure de Paris Шуэллер публиковал обширные статьи о синтетических красителях. Собрал комиссию из химиков и медиков для тестирования продукции L’Oréal. Комиссия пришла к выводу о благотворном влиянии красок Шуэллера как на волосы, так и на кожу головы.

Лилиан добросовестно выполняла работу лаборанта. А отец постепенно вводил ее в курс дела по вопросам менеджмента, бухгалтерии, управления активами и диверсификации.

Продукт действительно был удачным. И быстро пересек границы Франции. Италия была покорена в 1910 году, Австрия – в 1911-м, Голландия – в 1913-м. После Первой мировой войны женщины потянулись к красивой жизни, для чего и выглядеть надо было соответственно. В 1920 году продукция L’Oréal продается в 17 странах, включая США, Бразилию, Перу и даже Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (СССР еще не было).

Лилиан Бетанкур

В L’Oréal открылись три исследовательских центра, на рынок регулярно выводились новинки. В Париже 90% салонов красоты работали только с продукцией L’Oréal.

Биография Лилиан Бетанкур

Биография Лилиан Бетанкур берет свое начало в Париже. Лилиан Шуэллер появилась на свет 21 октября 1922 года именно в этом городе. Ее мать, пианистка и преподавательница музыки, скончалась, когда дочери не исполнилось и пяти лет. Девочку воспитывали в основном гувернантки, на одной из которых (кстати, на англичанке) женился десятилетие спустя ее отец.

К тому моменту, впрочем, наследница косметической империи уже училась в школе при доминиканском монастыре. А в 16 лет пришла на работу в семейную компанию. Смешивала краски, готовила кремы, маркировала флаконы с шампунями.

Ее отец продолжал выводить на рынок инновационные продукты. Сенсацию произвел осветлитель для волос L’Oreal d’Or, придающий прическам нежный золотистый оттенок. Не меньший успех сопутствовал обес-цвечивающему средству L’Oréal Blanc, превращавшему шатенок и брюнеток в неотразимых блондинок. Кстати, именно Шуэллер ввел в обиход термин «платиновая блондинка».

В индустрии красоты, так же как в любом другом высокотехнологичном секторе экономики, основа решающего успеха – технологический прорыв. А такие прорывы невозможны без фундаментальных исследований. Тот, кто не финансирует науку, лишает себя будущего.

Лилиан добросовестно выполняла работу лаборанта. А отец постепенно вводил ее в курс дела по вопросам менеджмента, бухгалтерии, предпринимательской стратегии, управления активами и диверсификации.

В конце 1940-х годов у девушки обнаружили туберкулез. Пришлось надолго отправиться на лечение в специализированный швейцарский санаторий. Там Лилиан познакомилась с французским политиком Андре Бетанкуром. В 1950 году сыграли свадьбу.

Эжен Шуэллер доверил зятю пост заместителя президента компании. Тот принимал деятельное участие в управлении L’Oréal и не только – в 1970-е он входил в состав кабинета министров Франции. А Лилиан вскоре после замужества родила дочь – Франсуазу. И воспитывала ее сама, не особенно вникая в дела семейной компании.

Рачительная хозяйка

Все изменилось в 1957 году, когда из жизни ушел Эжен Шуэллер. Лилиан Бетанкур стала богатейшей женщиной Франции. В 1963-м провели IPO, однако Лилиан сохранила за собой контрольный пакет акций L’Oréal и право принимать стратегические решения.

Андре Бетанкур все больше погружался в политику, а Лилиан занималась компанией. Следуя заветам отца, она продолжала мировую экспансию за счет расширения продуктовой линейки и вывода на рынок новых брендов. Прозрачный лак для укладки волос Elnette Satin от L’Oréal вытеснил крайне неудобный и негигиеничный бриолин. Пена для ванн Obao придала банной процедуре особый шик и изысканность. Передовая технология химической завивки волос в домашних условиях Mini Vague избавила модниц от непременного похода в парикмахерскую. Открылась линейка шампуней, придающих волосам после просушивания дополнительный блеск и объем. В активе компании и первая туалетная вода, более демократичная, чем духи – бесценный подарок для молодежи.

Раньше Бетанкур просто симпатизировала правым политикам, но после возникновения со стороны левых угрозы национализации стала поддерживать их политических противников не только морально, но и материально.

Лилиан Бетанкур санкционирует крайне полезные для дальнейшего расширения бизнеса приобретения. Это прежде всего покупка популярного производителя эксклюзивной косметики, духов и средств по уходу за кожей Lancôme. Вместе с брендом Бетанкур досталась и сеть бутиков с консультантами высшей квалификации. Теперь L’Oréal лидировала и в люксовом сегменте. А после последовавшего вскоре поглощения Garnier, производителя средств по уходу за волосами на основе натуральных экстрактов, L’Oréal перестала быть чисто «синтетической» в этом продуктовом секторе.

Эжен Шуэллер всегда подчеркивал, что красота и здоровье – это по сути одно и то же, и одно просто невозможно без другого. Основанная в 1950 году компания Biotherm за два десятилетия разработала уникальные средства ухода за кожей на основе целебных свойств термальных вод. Купив эту компанию в 1970-м, Лилиан оптимальным образом и совершенно в духе базовых ценностей бренда дополнила линейку продуктов L’Oréal.

Что касается ее кадровых решений, то они тоже были безошибочными, хотя и совсем не очевидными. Именно Лилиан заприметила 25-летнего выпускника Оксфорда Линдсея Оуэна-Джонса, работавшего в одной из дочерних компаний в Бельгии, и выдвинула его на пост вице-президента. Уже через год он добился внушительных результатов и в конечном счете возглавил компанию – в 1988 году.

Лилиан Бетанкур

Еще в 1970-е, когда компанией управлял Франсуа Далль, доходы L’Oréal превысили доходы всех конкурентов и продолжали расти в два раза быстрее, чем в косметической промышленности в среднем. Опытный СЕО, словно серфингист, оседлал волну повышенного интереса потребителей к здоровью и фитнесу и наращивал обороты глобального бизнеса. Кремы, лосьоны, шампуни и прочие средства личной гигиены уже не просто очищали и увлажняли, но и боролись с потовыделением, были устойчивы к колебаниям температуры, питали ткани и помогали преодолевать усталость.

Чтобы придавать продуктам новые качества Далль вдвое увеличил количество научных сотрудников в исследовательских центрах: с 400 до 800. Компания занялась и чисто медицинской проблематикой: в 1979 году в технопарке София-Антиполис на юге Франции открылся Международный  центр дерматологических исследований, специализирующийся в лечении кожных заболеваний и борьбе со старением.

В 1973 году руководство компании сделало рискованный шаг, приобретя две непрофильные компании: Synthеlabo – производителя препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, и Metabio-Joullie, специализирующуюся на выпуске аспирина, диетических продуктов и лечебной косметике. Фармакологический рынок отнесся к этому событию с нескрываемым оптимизмом, посчитав, что двумя конкурентами стало меньше. Большинство экспертов сошлось во мнении, что косметический гигант не сможет должным образом распорядиться новыми непрофильными активами.

Однако все вышло ровно наоборот. Synthеlabo и Metabio-Joullie не только не зачахли, но и объединенные в 1980 году заняли на рынке почетное третье место.

Кто там шагает левой?

В середине 1970-х у Бетанкур возникли серьезные и небезосновательные опасения о том, что после победы на выборах социалист Франсуа Миттеран инициирует национализацию или расчленение корпорации L’Oréal. Дабы избежать этого, было принято решение об установлении партнерских отношений со швейцарским концерном Nestlé. Во вновь созданной совместная фирме Gesparal Бетанкур досталось 51% акций, Nestlé – 49%. При этом Бетанкур приобрела 5% акций Nestlé, став крупнейшим частным акционером швейцарской корпорации. Через Gesparal Бетанкур и Nestlé контролируют 53,85% капитала и 71,66% голосов в L'Oréal.

До этого Бетанкур просто симпатизировала правым политикам, но после возникновения угрозы национализации она прямо-таки возненавидела левых, а правых стала поддерживать не только морально, но и материально. Порой даже слегка преступая черту закона. Так случилось с финансированием избирательной компании Николя Саркози. Этой историей заинтересовалась прокуратура. Однако после выяснения всех обстоятельств Саркози лишь слегка пожурили, а мадам Бетанкур и вовсе не высказали никаких претензий.

В 1995 году Лилиан Бетанкур добавила к своим инвесторским полномочиям и исполнительные, войдя в совет директоров L'Oréal. В конце ХХ века она полна энергии, активно поддерживает исходящие от коллег интересные идеи, высказывает свои соображения и предложения. Компания не только создает новые продукты, но и работает над формированием корпоративного имиджа. В этот период:

– запущена международная программа L’Oréal-ЮНЕСКО, предназначенная для поддержки женщин-ученых;

– опубликован кодекс деловой этики;

– созданный лабораторным путем эпидермис начинает использоваться для лабораторных испытаний косметических средств;

– создается передвижная выставка «Волосы раскрывают свои тайны»;

– в Чикаго открывается Институт исследования этнических типов кожи и волос;

– открывается Академия парикмахерского искусства;

– создается корпоративный фонд помощи людям, оказавшимся в тяжелом положении.

Помимо корпоративного фонда Лилиан Бетанкур с мужем и дочерью создала персональный благотворительный фонд La Fondation Bettencourt Schueller. Его годовой бюджет – €15 млн, а активы – €150 млн. 55% этих средств направляется на поддержку научных исследований и образования, 33% – на гуманитарные и социальные проекты, 12% – на культуру и искусство. Помимо распределения грантов фонд вручает несколько ежегодных премий. Например, ученым в возрасте до 45 лет, добившимся значительных успехов в области биомедицины. Сумма премии – €250 тыс.

Лилиан Бетанкур достигла весьма преклонных лет. И не вполне здорова, поэтому полтора года назад над ней установили опекунство. Роль опекуна взял на себя ее внук Жан-Виктор Мейерс. А состояние Лилиан Бетанкур было передано под управление дочери Франсуазы Бетанкур-Мейерc. Тем не менее сделки от лица Лилиан Бетанкур продолжают совершаться. Например, осенью 2012 года она продала принадлежавший ей остров Сейшельского архипелага – за $60 млн (покупала когда-то за $15 млн). Когда-то она была самой богатой женщиной Франции. Сейчас она самая богатая женщина мира ($30 млрд). И доживает свои земные дни в кругу семьи, в мире и покое.


Статьи по теме

Как привлечь богатство: 6 секретов от обладателя одного из самых больших состояний Америки

В честь основателя крупнейшей в мире сталелитейной корпорации Carnegie Steel Company Эндрю Карнеги названы десятки общественных организаций и благотворительных фондов.

Сергей Викулин о Доме Raschini

Умение одеваться либо есть, либо его нет. Это врожденное, в крови. Это внутреннее чувство стиля, привитое с детства. Спросите, например, почему по-разному выглядят итальянские мужчины и российские.

Основатель Oracle Ларри Эллисон

Имя своей матери – Флоранс Спеллман – он узнал только в 48-летнем возрасте. 19-летняя девчонка отдала плод мимолетной любви своей тетке по материнской линии. Лиллиан и ее муж Луис Эллисоны усыновили новорожденного.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "persona" ["news_url_postfix"]=> string(15) "lilian-betankur" }