Подпишитесь на интересную рассылку!

Савва Мамонтов – биография крупнейшего промышленника России

15.02.2016 4863

Савва Мамонтов был еще и выдающимся деятелем культуры, коллекционером, спонсором, одним из главных организаторов всей художественной жизни страны в начале ХХ века.

Театрал

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», – говорил о нем К.С. Станиславский. Бизнес для Мамонтова тоже был своего рода искусством, сферой приложения творческой энергии, реализации небывало дерзких идей.

Он родился 4 октября 1841 года. Его родина – маленький западносибирский городок Ялуторовск (от Тобольска, тогдашнего губернского города, – верст 150, от Тюмени, нынешнего областного центра, – 74 км). Савва был четвертым ребенком Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной. Иван Федорович Мамонтов происходил из семьи небогатого виноторговца, но ко времени рождения Саввы уже управлял ялуторовским винным откупом, а в 1843 году вошел в первую купеческую гильдию в Чистополе.

В 1849 году И.Ф. Мамонтов с женой и детьми переехал в Москву. Теперь он принадлежал к десятке крупнейших винных откупщиков России с доходами свыше 3 млн руб. Семья потомственного почетного гражданина Мамонтова жила богато: устраивала приемы, балы, при детях были гувернер-немец и гувернантка-француженка. Савва учился в гимназии, а затем в Московском университете. В годы студенчества он страстно увлекся театром, что плохо сказывалось на его учебе и сердило отца.

После того как в 1863 году была запущена Московско-Троицкая железная дорога, Иван Федорович Мамонтов был избран членом правления этой дороги, а Савву отправил в Баку по делам Закаспийского товарищества.

Из Баку Савва поехал торговать в «дикую Персию». Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов скучал по Москве, ее бурной жизни, друзьям и, конечно, театру.

Сразу после возвращения сына из поездки Иван Федорович объявил о намерении передать дела в его руки. Выделив молодому преемнику начальный капитал и сняв для него новый дом на Ильинке, Мамонтов-старший отправил Савву в «самостоятельное плавание».

Осенью того же года Савва Мамонтов возглавил московское отделение Закаспийского товарищества. Таковы были первые его шаги на ниве предпринимательства.

В 1865 году Савва женился. Его супругой стала Елизавета Григорьевна Сапожникова из старинного, известного в Москве купеческого рода. Она разделяла любовь мужа к искусству и на многие годы стала его верной помощницей во всех делах.

Абрамцево

В 1869 году Иван Федорович скончался, оставив все свои начинания на троих сыновей. Не будучи по натуре бизнесменом (его душу прежде всего влекло к искусству), Мамонтов все же не отказывается продолжать дело отца и разворачивает железнодорожное строительство. Его привлекала идея связать между собой отдаленные северные территории с помощью сети современных путей сообщения. В 1872 году Савва Иванович занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Постепенно его признали серьезной величиной в купеческом сообществе Москвы и даже избрали гласным городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний.

С этим периодом жизни Мамонтова связано и еще одно чрезвычайно важное событие – приобретение в 1870 году подмосковного имения Абрамцево. Этой старинной дворянской усадьбе, ранее принадлежавшей Аксаковым, суждено было стать колыбелью меценатской деятельности Мамонтова, «ядром» многих его творческих и предпринимательских проектов, своего рода кузницей талантов.

В 1870–1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, К.А. Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе финансовую.

Именно в Абрамцеве были созданы такие живописные шедевры, как «Девочка с персиками» Серова, «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» Васнецова, знаменитые подмосковные пейзажи Поленова. В Абрамцеве были открыты столярно-резчицкая мастерская, возрождавшая традиции русской старины в изготовлении мебели, и майоликовая мастерская.

Донецкий бассейн

В 1876 году государство назначило конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были представить проект и смету. Савва Мамонтов принял участие в конкурсе, честно вы­играл торги и получил концессию.

Всего через два года, 1 декабря 1878-го, было открыто движение на линиях новой дороги общей протяженностью 389 верст. В 1879 году вошли в строй ветви Попасная – Лисичанск, Хацепетовка – Криничная – Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной достигла 479 верст.

Строительство Донецкой каменно­угольной дороги было полностью завершено в 1882 году. После окончания работ Савва Иванович с удовлетворением отметил: «Дорога построена прекрасно». И ему в самом деле было чем гордиться. Донецкая дорога принесла Мамонтову не только хорошие барыши, но и всероссийскую известность предпринимателя.

1885 год ознаменовался открытием Московской частной русской оперы – грандиозного предпринимательского и культурного проекта Мамонтова, воплощения его юношеской мечты.

Частная русская опера существовала на сцене театра Солодовникова (ныне Театр оперетты). Стержнем репертуара стали произведения русских композиторов. Там пел Федор Шаляпин, а декорации создавали Константин Коровин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов...

После того как в 1890 году Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Савва Иванович вложил освободившийся капитал в покупку Невского судо- и паровозостроительного завода. Также Мамонтов построил Мытищинский вагоностроительный завод.

Другой замысел Мамонтова состоял в строительстве железной дороги в почти непроходимых местах –  «до самого Студеного моря». Савва Иванович основал промышленно-транспортный концерн, в котором предприятия по производству рельсов и вагонов предполагалось объединить с металлургическими заводами. Такая система позволяла сочетать производство, транспортное строительство и эксплуатацию железных дорог. В октябре 1898 года открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии протяженностью почти 600 верст.

Полностью оправдан

В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий. Это был очень опасный шаг, который закончился полным крахом.

Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию дел Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Почти полгода Савва провел в ожидании суда в одиночной камере в Таганской тюрьме. На все его имущество был наложен арест.

Cлушание дела Мамонтова состоялось в уголовной палате Московского окружного суда и длилось с 23 по 31 июля 1900 года. Савву Ивановича защищал сам Федор Никифорович Плевако, крупнейший адвокат того времени, человек, близкий Мамонтову по убеждениям.

Защитник показал, сколь грандиозен и патриотичен был замысел обвиня­емого проложить железную дорогу от Ярославля до Вятки, чтобы «оживить забытый Север», и как трагично из-за «неудачного выбора» исполнителей замысла обернулась убытками и обвалилась щедро финансированная операция. После блистательной речи Плевако Мамонтов был полностью оправдан присяжными и освобожден в зале суда.

После разорения Мамонтов почти не бывал в своей подмосковной усадьбе, но его дом у Бутырской заставы стал «новым Абрамцевом». Савва Иванович был избран почетным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища. Рядом остались и преданные друзья – Поленов, Васнецов, Серов, Остроухов, Сарьян, Кузнецов.

Савва Иванович ушел из жизни 24 марта 1918 года, когда страна уже погрузилась в бурную пучину революционных событий. Мастерскую «Абрамцево» на Бутырской заставе национализировали и отдали в распоряжение Наркомпроса. Подмосковная усадьба была также национализирована и превращена в музей.

Много лет спустя историческая справедливость восторжествовала. Савве Мамонтову были поставлены два памятника – в Ярославле и Сергиевом Посаде.

Памятниками Мамонтову служат и железные дороги, и вагоноремонтный завод, и гостиница «Метрополь» со знаменитыми майоликами, и уникальная усадьба Абрамцево.

В Библиотеке "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении" Вы можете прочитать краткое изложение уникальной книги о Савве Мамонтове и узнать больше о жизни и работе этого удивительного человека.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.