Русский медиа-магнат Иван Дмитриевич Сытин
Первым персональным пенсионером союзного значения в 1928 году стал российский медиамагнат, крупнейший издатель своего времени, выходец из костромских крестьян Иван Дмитриевич Сытин.
Коробейники
Старший сын волостного писаря Дмитрия Сытина Иван решил по примеру дяди, торговавшего в Нижнем Новгороде мехами, пойти по коммерческой линии. Двенадцатилетний Ванька считался в родном костромском селе Гнездниково уже вполне самостоятельным молодым человеком. И он махнул в Нижний, даже не спросясь отцова благословения. Отработав у дяди два года, Иван Сытин переехал в Москву, к дальнему дядюшкину знакомцу купцу-старообрядцу Петру Шарапову.
Шарапов вел размеренную тихую жизнь московского провинциала. Звезд с неба не хватал, ходил к обедне и к вечерне в церковь и торговал книжками да лубочными картинками. Лубок – не лиса, рубль с него не возьмешь, возьмешь пять копеек. Но зато и народу в московскую лавку ходило куда больше, чем в дядюшкину новгородскую. А лубки были интересные. Все с сюжетом. И смешные, и поучительные, и жалостливые. Были и такие, какие хозяин до поры смотреть Ваньке не велел, за которые постоянно исповедывался перед духовником, но продавать их не переставал, а Ваньке жаловался: «Вот вырастешь, ты так, как я не делай. Торгуй с разбором. Ведь не любая деньга от Бога, не любая в пользу идет».
Книжки нравились Ваньке все больше. После закрытия лавки выбирал ту, что потолще и, благо хозяин разрешал, открыв ее на любом месте, слагал буква к букве часов до десяти вечера, что, в принципе, для хозяина было сплошным разорением: натуральные стеариновые свечи стоили в ту пору недешево. Но хозяин сознательно шел на расходы: Ваньку он любил. А как не любить? Парень смышленый, работящий, не пьет, в церковь ходит, во всем слушается. Да и детей у Петра Николаевича своих не было, поэтому он частенько ерошил волосы на голове у воспитанника и ласково ему говорил:
«Работай, Ванька, все твое будет».
Уже к двадцати годам Иван стал управляющим нижегородской лавкой Шарапова. Так сказать, директором нижегородского филиала. Торговать в Нижнем тогда было не только выгодно, но и престижно. Город, в котором ежегодно проводились торгово-промышленные выставки, в котором действовала крупнейшая в мире ярмарка, считался центром российской торговли. При прежнем управляющем торговля шла не шатко, не валко. Поэтому первой и главной задачей нового управляющего, которого вдруг стали называть Иваном Дмитриевичем, было налаживание рынка сбыта.
Поняв, что торговать народным лубком в образованном и богатом городе неразумно, Сытин создал на волжской земле то, что позже назовут многоуровневым маркетингом, а он именовал просто «сетью офеней». Офени - это странствующие торговцы, мужики. Иван Дмитриевич давал им лубки в долг, под честное слово. Сначала помалу - пока не убеждался в честности начинающего торговца. А те несли культуру в массы, то есть, по деревням, селам и чумацким лагерям. Дней через пять они сбывали товар и возвращались за новой партией. Наиболее удачливые получали специальные скидки и обзаводились своими «сетями». В короткий срок рядовая новгородская книжная лавка превратилась в крупный оптовый склад полиграфической продукции. Прогрессивная технология перешла с филиала и на основное, московское предприятие - вместе с управляющим. Вскоре Сытин, получив под поручительство Петра Шарапова ссуду в банке, открыл в Москве собственную литографическую мастерскую. Произошло это 19 декабря 1876 года.
Издатель-просветитель
Основным заказчиком был Шарапов, предприятие которого, благодаря стараниям управляющего, процветало. Да-да, управляющий в лавке не сменился. 25-летний Иван Сытин работал на два фронта. До вечера он сидел в лавке, а в шесть часов, когда хозяин уходил на вечерню, бежал в расположенную поблизости мастерскую и там собственноручно резал картинки.
Через год началась русско-турецкая война. Народ скупал газеты и зачитывался сводками боевых действий. Сытин же первым догадался печатать карты боевых действий. Дело оказалось настолько выгодным, что уже спустя год он полностью рассчитался со всеми долгами, хотя первоначально отводил на это лет пять. В 1879 году молодой предприниматель купил себе домик на Пятницкой улице, куда и переехал вместе с семьей и литографией.
Кроме лубков Сытин начал издавать бульварную литературу. На Никольском рынке большим спросом пользовались леденящие душу детективы и слезливые мелодрамы из полусветской жизни. Полуграмотные поэты и нищие писатели днем и ночью обивали пороги издательств, предлагая за копейки свою нехитрую продукцию. Часто под видом собственных сочинений авторы приносили переписанные от руки и слегка исправленные «в духе писателя» творения других, более удачливых тружеников пера. Так, в литографиях можно было встретить «Князя золотого», в котором без труда угадывался «Князь серебряный», «Месть колдуньи» подозрительно смахивающую на «Вия», или «Страшные игры» списанные с «Пиковой дамы». Никольские издатели книг никогда не читали, максимум - смотрели заголовки.
Другое дело – Сытин. В 1882 году он получил свою первую бронзовую награду «за высокое качество продукции» на Нижегородской промышленной выставке. На выставке лубки Сытина произвели впечатление даже на академика живописи Михаила Боткина, который предложил Ивану Дмитриевичу попробовать себя в деле массового тиражирования творений великих мастеров кисти. Так к Ивану Сытину пришла слава издателя-просветителя.
Все врут календари?
В феврале 1883 года Иван Сытин зарегистрировал книгоиздательское товарищество «Иван Дмитриевич Сытин и Ко» с уставным капиталом 75 тысяч рублей. Через несколько месяцев он открыл свою первую лавку у Ильинских ворот.
Раньше правом печатать календари обладала лишь академия наук России. С 1884 академическую монополию отменили, чем Сытин и воспользовался.
«Всеобщий русский календарь на 1885 год», наполненный самыми разными сведениями из самых разных областей жизни, произвел на очередной нижегородской выставке вполне заслуженный фурор. К 1893 году Сытин контролировал 50% рынка, издавая в год до 15 наименований календарей, среди которых были крестьянские, старообрядческие, церковные, военные, купеческие, домовые, медицинские.
Однажды, из-за сообщения о том, что «Американскiй естъ фунтъ говядины в день. Английскiй - 3/4 фунта. Французскiй и немецкiй - 1/2 фунта. Русскiй - 2 золотника», цензура решила изъять календарь из обращения. Это грозило миллионными убытками. Иван Сытин испросил у царя Николая II заступничества. Ознакомившись с делом, император сказал своим приближенным: «Сытинские календари у меня есть. Они составляются хорошо. Надо бы отдел ремесленного труда составлять полнее. А что касается пословиц Даля, то, конечно, жаль, что они попали в календарь, но ведь их не изменишь»...
Почту за честь
В 1884 году Сытин познакомился с Владимиром Григорьевичем Чертковым, другом и поверенным Льва Николаевича Толстого. Великий писатель как раз в то время увлекся идеей создания истинно народной книги, которая при глубоком внутреннем содержании била бы наповал бульварную литературу своей низкой ценой. Все солидные издатели и слушать не хотели о том, чтобы продавать книжки за копейку. А Сытин согласился.
«Да что копейка, Владимир Григорьевич, - убеждал издатель Черткова. - Я вам десять книжек на восемь копеек сделаю! Только уж вы насчет гонораров договоритесь. А то не потяну».
Насчет гонораров Чертков с авторами договорился. За рассказы, выходившие в тонюсеньких книжечках на желтой бумаге в совместном издательстве Толстого и Сытина «Посредник», писатели никаких гонораров не требовали. Дело было поставлено так, что писатели считали за честь публиковаться в «Посреднике».
Благодаря тому, что себестоимость книжек была сведена практически к нулю, при огромных тиражах и микроскопическая маржа делалась ощутимой. А репутация Сытина как «издателя-просветителя» еще более упрочилась. Неудивительно, что Московский комитет грамотности выбрал именно Сытина на роль издателя своих учебных пособий.
Азбуки и буквари в развивающейся России были одним из самых ходовых товаров. Человек мог увлекаться детективами, мог читать беллетристику, мог вообще кроме газет не читать ничего, но первой его книжкой все равно был изданный Сытиным букварь либо Брайковского (25 переизданий), либо Вахтерова (118 переизданий).
В 1887 году истекло пятьдесят лет со дня смерти Пушкина, и независимые издатели получили возможность печатать его труды безвозмездно. Сытин выпустил десятитомное собрание сочинений великого русского поэта. В том же 1887 году Сытин издал и Гоголя по цене 50 копеек за книжку без обложки.
В начале девяностых годов Иван Сытин первым в России закупил на Западе для своей новой типографии на Валовой улице двухцветную ротационную машину. Стоила она по сравнению с литографическим станком на порядок дороже, зато при больших тиражах давала ощутимую разницу в себестоимости продукции. У Сытина машины окупили себя уже за первый год работы.
Вокруг света
В 1892 году Сытин по случаю, очень дешево прикупил у своих хороших знакомых, братьев Вернеров журнал «Вокруг света». Журнал издавался на плохой бумаге тиражом в пять тысяч экземпляров. Иван Дмитриевич полностью сменил редакцию, резко улучшил качество полиграфии и оформления. К работе над журналом были привлечены знакомые Сытину по «Посреднику» Мамин-Сибиряк и Станюкович. Кроме того, в качестве бесплатного приложения к журналу стали выпускаться сочинения таких титанов приключенческого жанра, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Фенимор Купер... Через год тираж журнала вырос в три раза, а через три - почти в десять раз.
Издательству с ежегодным оборотом свыше миллиона рублей стало тесно в рамках «товарищества на вере», и в 1893 году было зарегистрировано «Высочайше утвержденное Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» с основным капиталом в 350 000 рублей. Открылись новые отделения в Петербурге, в Киеве, в Нижнем, в Самаре, в Варшаве, планировалось освоение Екатеринбурга, Одессы, Иркутска и Ростова-на-Дону.
Фабрика новостей
На вечеринке в доме Саблина Сытин познакомился с Антоном Павловичем Чеховым. Договорились об издании сборника рассказов. Завязалась дружба.
Если Толстой хотел создать народную книгу, то Чехов горел желанием выпускать «народную газету». Однако Сытин отказывался от этой затеи, ссылаясь на то, что он «совсем не умеет выпускать газеты».
Как-то в Ялте, на дачу к Чехову заглянули Иван Дмитриевич Сытин и газетный магнат Алексей Сергеевич Суворин.
- Вот, Алексей Сергеевич, - заявил вдруг Чехов, - Иван Дмитриевич хочет издавать газету.
- Позвольте, Антон Павлович, я совсем не хочу издавать газету!
- Ну, Иван Дмитриевич не хочет, а я ему советую. Скажите, Алексей Сергеевич, как надо издавать газету?
- Газету? Прежде всего, нужны таланты, таланты и таланты. И только.
И в 1897 году Сытин приобрел находившуюся на грани разорения газету «Русское слово». Новый редактор Е. Киселев так и не смог исправить ситуацию. Газета «У нас теперь совсем деньги разграбили, - писал Сытин Чехову, - это «Русское слово» нам дало огромные непроизводительные затраты, теперь просто ужасная паника на меня нашла. Не знаю, куда деваться - таки. Грех меня попутал превеликий связаться с глупейшим мне незнакомым делом, и я постарался все испортить… Деньги все, что были накоплены в паях, все промотаны на «Русское слово». Получил Ваше письмо и ужасно стыдно стало за себя, что я не мог вместо «Русского слова» - проклятого дела - упросить Вас продать Ваши книги: это было бы великое дело».
В 1901 году пост главного редактора занял известный фельетонист Влас Дорошевич. Подписанный 16 июля 1901 года договор гласил:
- Дорошевич сам формирует редакцию;
- Сытин не должен вмешиваться в редакционную деятельность;
- Дорошевич в течение трех лет обязуется давать для «Русского слова» 52 воскресных фельетона в год, а также отдельные статьи по текущим вопросам общественной жизни, числом не менее 52 в год.
Дорошевич привлек к сотрудничеству первоклассных авторов: Амфитеатров, Гиляровский, Горький, Бунин, Куприн… Начал формировать сеть корпунктов – первым в России. «В Москве события не происходят, - заявил Дорошевич. - В Москве есть только происшествия, а все события - в Петербурге». Первым и главным корпунктом стал питерский. Следом открылись харьковский, киевский, варшавский, хабаровский... В редакции, которая в 1904 году переехала в собственный, устроенный на манер парижских издательств, дом на Тверской улице, ни на минуту не смолкали телефоны. Новости доходили сюда с потрясающей быстротой. Сам министр финансов граф Витте говаривал при встрече с Дорошевичем:
- Такой быстроты в собирании сведений нет даже у правительства.
- Так на то мы и газета, - отвечал журналист.
В короткий срок московская газета, прозванная современниками за оперативность «фабрикой новостей» превратилась в самый читаемый и авторитетный российский печатный орган с ежедневным тиражом, приближавшимся к миллиону экземпляров.
А у Сытин превратился в настоящего медиа-магната. Вслед за «Русским словом» вышло иллюстрированное приложение «Искры». В 1903 году он покупает права на журнал «Друг детей», год спустя появляется ежемесячник «Война с Японией», в 1906 запускаются три новых газеты: «Правда Божия», «Русская правда» и «Книговедение», в 1907-м - «Вестника книжного, учебного и библиотечного дела» и журнал «Для народного учителя», в 1913 - журналы «Заря» и «Голос минувшего». В 1916-м Сытин покупает газету «Раннее утро» и приобретает контрольный пакет акций главного российского журнала «Нива».
Первый после Бога
Медиа-корпорация Сытина постоянно расширялась. В 1903 году товарищество, основной капитал которого достиг миллиона рублей, приобрело типографию Васильева. В 1904-м та же участь постигла баловавшуюся социал-демократическими листовками типографию Соловьева. Кстати, не смотря на смену собственника, листовки печатать не перестали. В 1905-м Сытин купил известную всей стране типографию Орлова, в 1909-м - контрольный пакет «Контрагентства А.С. Суворина». В 1914-м каждая четвертая книга в России выходит из сытинских типографий. Здесь печатаются классики и современники, монархисты и большевики, либералы и консерваторы. Панегирики Александру второму печатались на тех же станках, что и «Манифест коммунистической партии», общий тираж которого к революции 1905 года достиг трех миллионов.
К 1911 году оборот фирмы перевалил за 11 миллионов. Тогда же на пост генерального директора был назначен Василий Петрович Фролов, начинавший свою трудовую биографию в сытинской литографии наборщиком.
Приобретение в 1913 году писчебумажного синдиката позволило Сытину не беспокоиться впредь о ценах на бумагу, основанное в 1916 году «товарищество в нефтяной промышленности» позволило контролировать цены на энергоносители. Корпорацией бывшего крестьянина один за другим были поглощены крупнейшие российские торговые дома: Коноваловой (1913) и Кудинова (1914). За год до революции Сытин выкупает Московское товарищество издательства и печати Н.Л. Казицкого и, наконец-то, - основной пай главного своего конкурента - издательства Маркса.
Конкурентов больше не было. На праздновании, посвященном пятидесятилетию трудовой деятельности Ивана Дмитриевича Сытина, его поздравлял лично император.
Персональный пенсионер
После революции Иван Дмитриевич передал все свои активы новой власти, справедливо полагая, что так они «целее будут». Но отказался от предложения Ленина занять пост главы Госиздата, сославшись на трехклассное образование.
Бывшая сытинская, а теперь 1-ая Государственная образцовая типография исправно выпускала в свет большевистскую литературу. В 1922 году, на заре НЭПа Иван Дмитриевич вместе с сыновьями сделал отчаянную попытку вернуться в издательский бизнес, зарегистрировав в Моссовете «Книжное товарищество 1922 года». Предприятие просуществовало меньше двух лет.
У Ивана Дмитриевича было 5 сыновей. В 1927 году за подготовку идейно незрелого альбома, посвященного юбилею Красной армии, арестовали старшего сына – Николая. Освободить его не смог даже Горький. Второй сын, Василий, прожил короткую жизнь и умер раньше отца. Третий сын, Иван долгое время работал в Главлите. Четвертый, Петр эмигрировал в Германию. Младший сын Дмитрий, царский офицер, в Гражданскую войну перешел на сторону красных, был в штабе Фрунзе, дослужился до высоких чинов и в начале тридцатых, не дожидаясь репрессий, вышел в отставку.
Самому же Ивану Дмитриевичу Сытину, в знак особой благодарности за все сделанное, новая власть назначила в 1928 году только что учрежденную персональную пенсию. Умер Иван Дмитриевич Сытин в 1934 году. В 1973 году в Москве, в доме номер 18 по Тверской улице (тогда – улица Горького) была установлена мемориальная доска: «В этом доме жил известный книгоиздатель-просветитель Иван Дмитриевич Сытин».
118 переизданий выдержал букварь Вахтерова, печатавшийся в типографиях Сытина.
431 учебник издал Сытин за последнее десятилетие XIX века.
19 млн. – общий тираж учебников, изданных Сытиным к началу ХХ века.
25 процентов российских книг в 1914 году печаталось в типографиях Сытина.
11 млн. руб. – годовой оборот медиа-холдинга Сытина в 1911 году.
250 руб. в месяц получал персональный пенсионер И.Д.Сытин.
Автор статьи: Валерий Чумаков.
Статьи по теме
Маркетолог Джек Траут
Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.
Петр Столыпин
Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.
Шиномонтаж Братьев Мишлен
Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.
- Другие темы
- Бренд
- Персона
- Технологии
- Школа
- Эффективность
Вам будет интересно
Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?
Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…
Новинка от бренда Orient
Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.
Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО
23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.