Подпишитесь на интересную рассылку!

Модернизатор Чон Чжу Ён

06.09.2016 7840

Деревенский паренек Чон Чжу Ён, родившийся в разоренной колонизаторами нищей стране, стал государственным мужем и одним из творцов азиатского экономического чуда, благодаря тому, что создал компанию. Эта компания называется Hyundai.

Он появился на свет 25 ноября 1915 года в деревне Асан на севере Корейского полуострова в нищей крестьянской семье. Корея тогда была японской колонией, где царили техническая отсталость, коррупция, нищета и еще тридцать три колониальных невзгоды.

Чон получил начальное образование в местной конфуцианской школе. Приезжая в город с отцом, чтобы продать дрова, юноша дивился другой жизни и все больше задумывался о своем будущем. Ему не хотелось проводить всю жизнь в деревне. Достигнув совершеннолетия, он продал корову и на вырученные деньги купил билет на поезд до Сеула.

Чон брался за любую работу. Он был и грузчиком, и курьером, и рабочим на фабрике по производству крахмала. Однажды ему улыбнулось счастье: он устроился в небольшой магазинчик, торгующий рисом и через полгода настолько завоевал доверие хозяина, что тот сделал Чона управляющим, доверив ему всю бухгалтерию. Дела у Чона шли самым наилучшим образом, однако в 1939 году генерал-губернатор Кореи ввел жесткое государственное регулирование торговли рисом, приравняв его в условиях начавшейся войны к стратегическому продукту. И 24-летний предприниматель был вынужден расстаться с бизнесом, который стал убыточным. А ведь он к тому времени уже был отцом: в 1938 году родился первенец, Чон Мон Ко – спустя 60 лет он возглавил автомобильное подразделение семейного концерна.

Автомобилями Чон Чжу Ён занялся в 1940 году. Однако о производстве не могло идти и речи. На сбережения, оставшиеся от торговли рисом, Чон вначале арендовал, а затем выкупил мастерскую, где при помощи двух опытных механиков наладил ремонт автомобилей. Дело пошло. За три года количество заказов возросло до такой степени, что Чон Чжу Ён увеличил количество рабочих с 20 до 70. Он и сам трудился со всеми наравне, поскольку довольно быстро сделался заправским автослесарем.

Однако японцы опять не дали ему развернуться на полную катушку. В 1943 году его заставили переключиться на ремонт военной техники. В самой Японии такого рода заказы были выгодными, на них специализировались многие будущие воротилы автомобильного и электронного бизнеса. Однако корейцам было положено укреплять обороноспособность метрополии практически задаром.

И Чон вернулся в родную деревню. Правда, у него уже был накоплены кое-какие средства – 50 тыс. вон. Это стало неплохим стартовым капиталом после ухода японцев.

Сизифов труд

Как только война кончилась, Чон Чжу Ён вернулся в Сеул, в свою мастерскую. Именно с нее и началась зарегистрированная в 1947 году компания Hyundai Construction (Hyundai в переводе с корейского означает «современность»). Правда, авторемонтное направление не было главным, хоть и приносило неплохие доходы за счет того, что корейскую столицу наводнили джипы американских оккупационных войск. Наибольшие перспективы вырисовывались в строительном бизнесе.

Существенный прорыв Hyundai Construction совершила тогда, когда к бизнесу присоединился младший брат Чона, неплохо владевший английским. Раньше брать подряды приходилось у корейских чиновников, что было невыгодно, поскольку в стране процветала коррупция, чуть ли ни легально санкционированная престарелым диктатором Ли Сын Манном. Львиная доля договорных сумм уходила на «откаты» и подношения всевозможным контролирующим органом.

С английским языком братья смогли напрямую сотрудничать с американцами, восстанавливавших страну по мандату ООН на средства международного сообщества. Американцы, были, во-первых, щедры. Конечно, по корейским меркам, поскольку на полуострове, раздираемом войной Севера и Юга, рабочая сила была практически дармовой. Во-вторых, они не слишком вникали в содержание смет. Главным делом для них была война, на которую и уходила львиная доля южнокорейских финансовых вливаний.

Работы хватало, поскольку советская авиация, притворяющаяся северокорейской, производила на юге полуострова значительные разрушения. И до окончания войны в 1953 году работа Hyundai Construction напоминала Сизифов труд. Но этот труд, в отличие от античных исправительных работ, неплохо оплачивался.

План генерала Пака

В конце 50-х годов компания уперлась в непрошибаемую стену, воздвигнутую в экономике бездарной политикой Ли Сын Манна. ВВП Южной Кореи на душу населения не превышал $80. Промышленности не существовало. Южане паразитировали на американских подачках и при этом деградировали.

Все резко поменялось в 1961 году, когда в результате военного переворота к власти пришел генерал Пак Джон Хи. Это был типичный диктатор, рассадивший по тюрьмам около тридцати тысяч своих противников, а многих и расстрелявший. Однако в результате введенной им «системы управляемой капиталистической экономики» ему удалось реализовать «корейское чудо».

План генерала был прост. Раз нет природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы, значит, надо ввозить сырье и делать из него по закупленным иностранным технологиям ширпотребовскую продукцию на экспорт. После накопления должного опыта и аккумуляции в стране достаточных финансовых средств необходимо переходить к освоению высокотехнологичных отраслей: машиностроения, металлургии, приборостроения.

Опору Пак сделал на чеболи – многопрофильные холдинги, управляемые семейными кланами. Им предоставлялись государственная поддержка и льготы с кредитами и иностранными инвестициями. При этом холдинги должны были неукоснительно подчиняться правительству в сфере ценообразования и неукоснительно выполнять спущенные сверху планы. Отчасти это походило на советскую систему министерств, жестко управляемых из центра. Однако деньги у чеболей никто не отбирал.

Пак лично отобрал полсотни фирм, предоставив им привилегированные условия. В их число попала и компания Hyundai Construction.  

Корейское чудо

Чон Чжу Ён был не только талантливым организатором, но и прирожденным политиком, что крайне важно в условиях государственного капитализма. Чон реализовывал зачастую убыточные, но имеющие большой общественный резонанс проекты. Один из них - восстановление взорванного во время корейской войны моста в центре Сеула.

Работа была выполнена с наивысшим качеством и завершена досрочно, что послужило компании прекрасной рекламой. Генерал Пак сделал Чон Чжу Ёна своим главным экспертом в области строительства.

При этом компания активно действовала за пределами страны, что соответствовало государственной экспортной концепции. Во время вьетнамской войны Чон Чжу Ён строил для американцев военные объекты в странах Юго-Восточной Азии. Вскоре география бизнеса расширилась за счет богатого Ближнего Востока.

В 70-е годы генерал приступил к реализации второй части программы «экономического чуда». Центр тяжести был перенесен на создание высокотехнологических предприятий. Правительство всячески стимулировало приобретение чеболями западных – прежде всего американских – патентов.

Чон Чжу Ён начал диверсификацию с металлургии. Затем открылась верфь - через несколько лет Южная Корея вышла на второе место в мире по производству морских судов. И пошло-поехало: станки, электроника, локомотивы, электрооборудование, автомобили, полупроводники и микросхемы, удобрения, полимеры, прокат, цветные металлы, строительные и отделочные материалы… В середине 80-х годов в группу Hyundai входили 34 компании, в которых работали 160 тыс. человек. И всей этой империи владели и управляли Чон Чжу Ён, его братья, его подросшие сыновья, его зятья, шурины, деверя и прочие члены могучего финансово-промышленного клана. Благодаря сложной системе перекрестного владения акциями совет директоров, составленный исключительно из членов семьи, обладал неограниченным контролем над всеми компаниями концерна. Влияние рядовых акционеров было сведено к минимуму.

Такое положение вещей для своего времени было и оправданным, и эффективным, поскольку интересы клана полностью совпадали с интересами государства. Именно на таких чеболях и была создана производственно-финансовая мощь республики Корея. К концу 70-х годов Hyundai вместе с Samsung, LG и Daewoo прочно обосновалась в «большой четверке», определявшей экономическое процветание страны.

От пони до спорт-кара

Производить автомобили Чон Чжу Ён начал в 1967 году, когда была основана Hyundai Motor Company. Он приобрел у английского отделения Ford лицензию на производство модели Cortina MK I и пригласил из Великобритании технических специалистов. Запуск первенца в серию происходил в типичном для корейцев-трудоголиков темпе: завод мощностью 20 тыс. машин в год был построен за полгода, а еще через пару недель с конвейера сошел первый автомобиль, предназначавшийся для внутреннего рынка. Это был вообще первый автомобиль, произведенный в Корее.

В 1973 году Чон Чжу Ён объявил, что намерен выпустить автомобиль собственной конструкции. Через пару лет на международном салоне в Турине дебютировал Hyundai-Pony 1.3. Эта миниатюрная лошадка, полностью соответствовавшая своему названию, была недорогой, неприхотливой и весьма симпатичной: кузов для «пони» разработала итальянская дизайнерская фирма ItalDesign. Да и двигатель был сделан в Mitsubishi.

Завод, построенный в Ульсане за $96 млн., был рассчитан на мощность, существенно перекрывавшую потребности внутреннего рынка. И Pony начали с большим успехом экспортировать сперва в Латинскую Америку, а затем и в Европу.

Выпущенный в 1988 году автомобиль Hyundai Sonata уже на 90% был разработан своими силами. Только двигатель оставался лицензионным. В 1991-м Чон Чжу Ён представил миру полуторалитровый двигатель собственного производства Alpha. За ним последовали Beta, Gamma, Delta…

На протяжении 80-х годов компания Hyundai Motor активно осваивала североамериканский рынок, преодолев в конце десятилетия рубеж в миллион проданных автомобилей в год. Прорыв был совершен в основном за счет малолитражных компактных автомобилей. В Калифорнии работала дизайн-студия Hyundai California Design, стараясь максимально удовлетворить запросы американского потребителя. В конечном итоге охватила весь спектр рынка – от миниатюрных потомков пони до внедорожников и престижных спорт-каров.

Концерна Hyundai Motor вышел на пятое место в рейтинге мировых автопроизводителей еще при жизни отца-основателя, который скончался в 2001 году. Сменивший его на посту СЕО сын, Чон Мон Ко, развил и закрепил успех. В новом тысячелетии компания открыла заводы в Индии, Турции, США, Китае и объявила о запуске производства в Чехии. Нынешний кризис Hyundai Motor пережила легче, чем многие. И теперь рекордными темпами наверстывает упущенное: в январе объем экспорта южнокорейской компании вырос на 69%.

Чон Чжу Ён не ограничивал свою жизнь одним лишь бизнесом. Щедрый меценат, он всячески поддерживал развитие корейской науки и культуры. Крайне болезненно переживал раздел Кореи на две части и верил в неизбежность объединения. Он никогда не забывал, что родился на севере полуострова, старался хоть как-то облегчить участь северян. Так, например, Чон Чжу Ён подарил КНДР тысячу коров. Будучи настоящим государственным мужем, участвовал в политике и однажды даже баллотировался в президенты страны, набрав 16% голосов. Столь высокий показатель свидетельствует о том, что корейцы прекрасно понимают, кто превратил нищую японскую колонию в процветающую страну.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(27) "modernizator-chon-chzhu-yon" }