Подпишитесь на интересную рассылку!

Коносуке Мацусита. Уроки лидерства.

12.03.2016 13381

Яркий лидер и новатор, Коносуке Мацусита, еще в 30-е годы ХХ века разработал принципы ведения бизнеса, которые и сейчас считаются передовыми.

Стратегии Коносуке Мацуситы обеспечили производство непрерывного потока все более качественных и менее дорогих продуктов.

Уроки лидерства Коносуке Мацусита

Профессор Гарвардской школы бизнеса Джон П. Коттер в одной из своих самых знаменитых книг «Лидерство Мацуситы» систематизировал опыт выдающегося предпринимателя XX века.

Урок 1: дивизиональная система. Коносуке Мацусита провел реорганизацию фирмы, разделив ее на четыре отделения по номенклатурному признаку. Каждое отделение пользовалось хозяйственной самостоятельностью, отвечая за весь цикл разработки, производства и сбыта определенного вида товара. Мацусита расширил рамки полномочий сотрудников, предоставил им свободу действий и доступ к финансовой информации. Он так объяснял персоналу необходимость новой формы организации: «Недостаточно работать добросовестно. Независимо от выполняемой вами работы вы должны ощущать самостоятельность и ответственность за ее результаты, как если бы вы являлись президентом собственной компании».

Чтобы дать каждому отделению возможность почувствовать свою самостоятельность, была исключена возможность трансфертов между ними денежных средств. Каждое отделение должно было оплачивать свои счета без какой-либо помощи со стороны штаб-квартиры корпорации. Дивизиональная структура и сопутствующие ей принципы стали главной отличительной особенностью организации Мацуситы.

Урок 2: на 30% лучше и на 30% дешевле. Коносуке Мацусита понял, что продукты, лишь немного превосходящие по качеству имеющиеся на рынке или чуть более дешевые, вряд ли привлекут серьезное внимание потребителя. Изделие, которое на 30% лучше и дешевле стандарта, имело шансы завоевать значительную долю рынка и получить все связанные с этим преимущества экономии от масштаба.

Коносуке Мацусита. Уроки лидерства.

Урок 3: быстрота. Мацусита считал, что быстрота может стать грозным оружием конкуренции, особенно против более бюрократизированных соперников. К 1922 году его фирма почти каждый месяц представляла одно-два новых изделия. При этом он старался обходиться без больших штатов конструкторов, длинных циклов разработки продукции и фундаментальных исследований.

Урок 4: низкие затраты. Производство организовывалось таким образом, чтобы предельно снизить издержки, но не за счет ухудшения положения работников. Хорошо работала стратегия снижения издержек за счет увеличения объема выпуска. В начале производства лампы National ее оптовая цена, выплачиваемая агентами по сбыту, составляла 1,25 иены за штуку. Когда отгрузка превысила 10 тыс. единиц в месяц, эта цена снизилась до 1 иены. Затем последовало очередное снижение, и через несколько лет цена составляла уже менее половины первоначальной. В 1930 году, несмотря на депрессию, месячный объем продаж вырос до 200 тыс. ламп.

Если попытаться сформулировать главный урок жизни Мацуситы, он будет звучать так: не допускайте мысли о том, что с возрастом мы теряем способность к развитию. Победителями будут те, кто способен и хочет расти на протяжении всей жизни.

Вот к чему должен стремиться предприниматель и промышленник: сделать все продукты. Столь же неисчерпаемыми и дешевыми, как водопроводная вода.

История жизни Коносуке Мацуситы, рассказанная Джоном Коттером в книге «Лидерство Мацуситы», потрясает. Как болезненному, убитому горем и бедностью мальчику, не имеющему образования и связей, удалось создать одну из крупнейших в мире корпораций Matsushita Electric, снабдившую миллиарды людей товарами под брендом Panasonic? Исследователи пытались объяснить его успех всевозможными способностями, которыми он якобы обладал от рождения. Однако его шурин Тосио Иуэ думал иначе: «Я не считаю, что молодой Мацусита был блестящей личностью или очень талантливым человеком. Однако его страсть к труду была чрезвычайной». Как часто шутил Иуэ, во время еды Мацусита так много говорил о бизнесе, что не видел, что ест. К моменту смерти Мацуситы доходы компании достигли рекордной величины в $42 млрд, т. е. больше, чем совокупные доходы таких корпораций, как Bethlehem Steel, Colgate-Palmolive, Gillette, Goodrich, Kellogg, Olivetti, Scott Paper и Whirlpool. По некоторым показателям его экономические достижения превзошли достижения значительно более известных предпринимателей – Генри Форда и Рэя Крока.

Коносуке Мацусита о жизни и бизнесе

Миссия предпринимателя состоит в том, чтобы покончить с бедностью. Целью бизнеса и производства является обогащение не только магазинов и фабрик данного предприятия, но также и всего общества.

Коносуке Мацусита. Уроки лидерства.

Вот к чему должен стремиться предприниматель и промышленник: сделать все продукты столь же неисчерпаемыми и дешевыми, как водопроводная вода.

Обладание материальными благами никоим образом не гарантирует счастья. Только духовное богатство приносит подлинное счастье. Если это верно, то должен ли бизнес заботиться только о материальных аспектах жизни и предоставить заботу о человеческом духе религии или этике? Я так не думаю. Бизнесмены также должны принимать участие в создании общества, являющегося богатым духовно и изобильным материально.

Относитесь к людям, с которыми вы занимаетесь бизнесом, так, как если бы они были членами вашей семьи. Процветание зависит от того, встречаете ли вы понимание в людях, являющихся вашими партнерами по бизнесу.

Послепродажное обслуживание важнее, чем предварительная поддержка. Именно с помощью такого обслуживания вы приобретаете постоянных клиентов.

Не продавайте потребителям товары, которые их привлекают, продавайте им товары, которые принесут им выгоду.

Коносуке Мацусита. Уроки лидерства.

К реализации проекта необходимо подходить с убеждением, что он может быть выполнен, и не растрачивать энергию на сомнения относительно трудности его осуществления. Подлинно талантливые люди не позволяют сомнениям и трудностям истощить свои силы.

Работники должны пройти через многие испытания и нелегкий период обучения, прежде чем смогут считаться зрелыми и заслуживающими доверия. Одно из самых эффективных испытаний преданности и изобретательности работники проходят, когда их компания сталкивается с финансовыми трудностями и необходимостью выбираться из кризиса.

Самое важное – быть восприимчивым к новому. В своих действиях нельзя руководствоваться только собственными знаниями. Есть такая пословица: «Человек не собьется с пути, если будет идти с открытыми глазами и слушать, что говорят другие». И неважно, кто эти другие: если вы слушаете, проявляя скромность и надеясь что-то узнать, вы приобретаете новые знания.

Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача – не следствие плохих времен.

Вы можете прочитать обзор краткое изложение книги "Лидерство Мацуситы" Джона Коттера в Библиотеке "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении" всего за 15 минут и узнать еще больше об удивительном руководителе Коносуке Мацусита.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(18) "konosuke-matcusita" }