Подпишитесь на интересную рассылку!

Коммерсант Джон Уонамейкер

11.11.2016 1786

Построив торговый бизнес на прочном фундаменте строгой пуританской морали и традиционных семейных ценностей, Джон Уонамейкер опередил не только конкурентов, но и свое время.

Открытые им в позапрошлом веке универсальные магазины предвосхитили современные гипермаркеты и мегамоллы, а его принципы ведения коммерции теперь являются обязательными для каждого участника рынка, рассчитывающего хоть на какой-то успех    

Его предки перебрались в Новый свет из Германии в 1731 году. У отца, Нельсона Уонамейкера, в окрестностях Филадельфии была небольшая фабрика с десятком наемных рабочих, производившая и поставлявшая строителям кирпич. И поскольку в Филадельфии возводились «лучшие дома», бизнес приносил стабильный доход. Джон, родившийся в 1838 году, воспитывался в строгом пуританском духе. В школе он проучился до 14 лет. И без сожаления расстался с ней, поскольку считал куда более важным церковное образование. «Я считаю воскресную школу главным учителем в моей жизни, - вспоминал он впоследствии. - Из Священного Писания, Библии, я почерпнул такие знания, которые не могли быть получены больше ниоткуда, и благодаря этому у меня сформировались твердые жизненные принципы».

Руководитель воскресной школы помог 13-летнему Уонамейкеру устроиться посыльным в книжном магазине в центре Филадельфии. Джон ежедневно проделывал путь в несколько миль пешком до города и обратно, не считая перемещения между магазином и клиентами, и зарабатывал доллар с четвертью в неделю. Свои первые собственные деньги он потратил на Библию карманного формата -  чтобы священная книга всегда была при нем. «Все прочие инвестиции оказались второстепенными», - говорил он впоследствии.

Поработав подсобным рабочим в магазине розничной торговли одежды ($2,5 в неделю), 18-летний Джон получил должность продавца крупнейшего в Филадельфии магазина мужской одежды ($6 в неделю). Женился – на Мери Браун, сестре Натана Брауна, молодого преподавателя воскресной школы.

В 1861 году, скинувшись по $2 тыс., Джон и его шурин Натан арендовали первый этаж небольшого трехэтажного дома на одной из центральных улиц Филадельфии. Закупили товар высшего качества, наняли двух продавцов, а также подростка-посыльного. И открыли магазин мужской одежды Oak Hall.

За покупками как на праздник

А через четыре дня началась гражданская война Севера и Юга. «О какой торговле может идти речь, когда совсем скоро улицы Филадельфии зарастут травой, и горожане будут ходить в лохмотьях!», - говорили Джону и Натану соседи.

Действительно, ситуация была тяжелая. Помогли друзья из протестантской общины. Один из них свел Джона Уонамейкера с Александром Стюартом, владельцем крупных магазинов в Нью-Йорке, где дело было поставлено самым прогрессивным образом. В торговых залах - чисто и просторно, продавцы не хватали покупателей за рукава, но в то же время были готовы исполнить любые их прихоти. Пообщавшись с Уонамейкером, который жадно впитывал передовой опыт, Стюарт изрек: «Он будет великим коммерсантом и добьется такого, чего мне никогда не добиться».

Так оно и вышло. В 1865 году улицы Филадельфии вовсе не заросли травой, а магазин Уонамейкера и Брауна стал крупнейшим в городе. Годовой доход компаньонов превысил $100 тыс. – немалые по тем временам деньги.

Как Уонамейкеру удалось покорить сердца консервативных филадельфийских клиентов середины позапрошлого века? Во-первых, он старался, чтобы покупателю были приятны не только сами товары, но и процесс покупки. Поход в магазин, шопинг - это удовольствие, маленький праздник. Во-вторых, Уонамейкер очень умело и осмысленно пользовался рекламой. И самое важное: абсолютная честность во всем. А ведь в те времена честность казалась многим коммерсантам слишком большой роскошью.

В торговом зале царила идеальная чистота – полы мылись постоянно. Осенью и зимой тут можно было переждать дождь, обсудив с приветливыми продавцами городские новости. Летом, в жару - попить охлажденной воды и приобрести платок для утирания пота. Уонамейкер один за другим открывал магазины, каждый раз являя миру удивительные  инновации. Он первым в истории человечества оборудовал в универмаге ресторан (1877), установил в торговых залах электрическое освещение (1878), провел телефонную линию и пневмопочту для пересылки документов и денег (1880). Он организовал первую весеннюю распродажу (1881), объявил 1 января выходным днем (1894), открыл «коммерческий институт» для подростков, работающих в его магазинах (1896), устроил в торговом зале концерт классической музыки (1908). Он последовательно превращал торговую точку в храм высокой культуры быта. В 1911 году для своего самого большого универмага Уонамейкер приобрел самый большой в мире орган, сделанный в 1904 году к всемирной торговой выставке в Сент-Луисе. В органе Уонамейкера, и сейчас украшающем семиэтажный торговый центр в Филадельфии, 28482 труб, 6 клавиатур и 461 регистр. Так торговый центр стал настоящим храмом.

Универсальный магазин

В 1868 году скоропостижно скончался Натан Браун. Компаньоном Джона стал его младший брат Самуэль. Вскоре братья открыли четырехэтажный магазин с шестью торговыми залами. С этого момента практически ежегодно в Филадельфии открывался новый магазин братьев Уонамейкеров.

В 1876 году Джон приобрел заброшенное громадное здание главного депо Пенсильванской железной дороги Grand Depot и открыл тут торговый центр – первый в США универсальный магазин современного типа. Здесь продавались одежда для мужчин, женщин и детей, мебель, ковры - все, что угодно. 46 отделов, более двух тысяч продавцов и подсобных рабочих, паровое отопление, культурная программа – в магазине регулярно устраивались художественные выставки и проводились концерты.

Работать у Уонамейкера было мечтой многих американских граждан. Он ввел в своих магазинах систему пенсионного обеспечения, оплачивал некоторые медицинские расходы, каждому сотруднику полагались выходные дни. И в ведении бизнеса он предвосхитил многие идеи ХХ века. Например, отказался от услуг посредников-поставщиков - закупал товары непосредственно у производителей или у импортеров.

Уонамейкер всегда вел с покупателем предельно честную игру. В первые же годы своей деятельности он начал публиковать объявления: «Если какой-либо товар не понравился членам вашей семьи, верните его и получите назад ваши деньги». И неукоснительно соблюдал это правило. В рекламе в те времена (да и сейчас) стараются приукрасить товар и скрыть его недостатки. Уонамейкер первые десять лет лично сочинял рекламные объявления на продававшиеся в его магазинах товары, простым и доступным языком рассказывая о товарах, местах их продажи, различных хитростях их использования и хранения и прочих полезных вещах. Он одним из первых признал тот факт, что потребитель имеет право на получение правдивой и достоверной информации. «В моем понимании реклама много шире, чем средство для продажи товаров. Реклама должна обучать», - писал он на склоне лет.

Именно он придумал рекламный жанр интервью с вопросами, интересующими потенциальных покупателей, и подробными ответами на них. Искренность такой рекламы была отмечена многими, и многие, видя огромный коммерческий успех магазинов Уонамейкера, последовали его примеру. «Мистер Уонамейкер – лучший в мире рекламист, потому что он честный человек», - так писали он нем вы прессе.

Честность дороже золота

В 1880 году судьба свела Уонамейкера с Джоном Пауэрсом, лучшим рекламистом позапрошлого века. Он тоже был убежденным пропагандистом правдивой рекламы и творил в своем деле чудеса, отважно рискуя капиталами рекламодателей. Однажды к нему обратился торговец, у которого завалялась на складе партия плащей, настолько подгнивших, что их даже нельзя было выставить на витрине. Через три дня в газетах появилось объявление следующего содержания: «У нас есть 1200 подгнивших плащей. Они почти ни на что не годятся, но мы за них почти ничего и не просим. Если вы сочтете, что они стоят запрашиваемых денег, покупайте». Торговец пришел в ужас. Однако человечная искренность сработала наилучшим образом: плащи мгновенно раскупили.

Сотрудничество с Пауэрсом продолжалось 10 лет. И уже за первые два года объем продаж в магазинах Уонамейкера удвоился. Свое кредо Пауэрс сформулировал так: «Никаких хитрых заголовков, никакого изящества. А также – ни хитростей, ни хвастовства, ни одурачиваний, ни суетливого стремления продать, ни торгашеского восхищения. Публикуйте небольшие рекламные объявления в газетах в течение нескольких дней, каждый раз – только одно. На следующий день повторите его или поместите новое». При этом он называл свой стиль «устным стилем письма».

К ХХ веку Уонамейкер приобрел в стране громадный авторитет. Его магазины были лучшими в Западном полушарии. На 50-летие фирмы был устроен грандиозный прием на 25 тыс. человек, который посетил президент США Уильям Говард Тафт.

Великий коммерсант Уонамейкер был активным членом Республиканской партии и крупным религиозным деятелем, президентом Ассоциации молодых христиан. На его деньги возводились церкви не только в США, но и в Индии, Китае, Корее. Во время президентства Бенджамина Гаррисона (1889—1893) Уонамейкер вошел в правительство в качестве генерального почтмейстера США, возглавив крупнейшее государственное ведомство, в котором работало 150 тыс. человек. Занимался благотворительностью и миротворчеством, основал «Христианский комитет», помогавший раненым участникам боевых действий, на чьей бы стороне они ни сражались. Во время первой мировой войны Уонамейкер официально предложил правительству США выкупить Бельгию у Германии за $100 млрд, лишь бы прекратить кровопролитие.

Свой жизненный путь Джон Уонамейкер завершил в 1922 году, оставив сыну и двум дочерям огромное состояние. Дети вскоре покинули бизнес. В 1995 году торговая сеть Wanamaker’s была поглощена конкурирующей компанией Heсht Btothers, уже входившей к тому времени в холдинг Macy’s Inc. В 2005-м от бренда Hetcht’s отказались, и теперь все бывшие универмаги Уонамейкера работают под вывеской Macy’s – в том числе и тот, в котором красуется и звучит самый большой в мире орган Джона Уонамейкера.  


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Эволюция письменности и магия Montblanc

Записывать свои мысли на бумаге, а хранить и редактировать в цифровом пространстве: изобретение компании Montblanc идеально сочетает традиции и технологии.

Mercedes-Benz отмечает 10-летие сотрудничества с ПМЭФ

На протяжении 10 лет подряд компания АО «Мерседес-Бенц РУС» успешно сотрудничает с Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ). Тем самым продолжается успешная традиция эксклюзивного автомобильного партнерства с ПМЭФ и презентации здесь новых автомобилей.

Простые правила для здоровья глаз

Здоровье глаз зависит не только от генетических факторов, но и от образа жизни и от того, насколько мы о нем заботимся. Поддерживать здоровье глаз совсем не сложно, но при этом крайне важно — нагрузка, которую испытывают органы зрения современного человека, а особенно офисного работника, огромна. Как помочь глазам в условиях серьезных нагрузок и неблагоприятных факторов окружающего мира?