Подпишитесь на интересную рассылку!

Фабрикант Михаил Рябушинский

13.09.2016 6365

Яркий представитель славной купеческой династии, Павел Михайлович Рябушинский своевременно модернизировал по последнему слову европейской техники текстильное производство и создал одну из крупнейших финансово-промышленных групп России XIX века.

Два брата

Михаил Яковлевич Рябушинский, основатель династии Рябушинских, в завещании передал «все благоприобретенное движимое и недвижимое имение ейским 2-й гильдии купцам Павлу и Василию Рябушинским». Сыновья продолжили начатое и расширили масштабы дела. «Сын основателя дела, - писал в мемуарах один из потомков, - обыкновенно во многом походил на отца, часто превосходя его, однако, талантливостью, размахом и умом; он-то и выводил фирму на широкую дорогу, делая ее известной на всю Россию». Душой семейного дела стал Павел Михайлович, которого отличали общительность, экспансивность, в противоположность замкнутому, лишенному широкого взгляда и предпринимательской хватки брату Василию.

В формулярном списке П. М. Рябушинского, составленном в купеческой управе, значилось, что «воспитание он получил в доме родителей». Не имея систематического образования, он, тем не менее, благодаря природной пытливости и цепкой памяти, многое усваивал самостоятельно. С 14-15 лет оба брата служили мальчиками в лавке отца, постигая тайны ведения бухгалтерских книг. Павлу этих занятий было мало, и он часто убегал на фабрику, устроенную дядей Артемием Яковлевичем на Яузе. После того, как отец завел собственную мануфактуру, молодой коммерсант настолько усвоил основы ткацкого и бумагопрядильного дела, что смог замещать отца при устройстве новых фабрик в Калужской губернии. Он даже пытался самостоятельно выучиться играть на скрипке, однако истовый старообрядец батюшка, застав однажды сына за этим «бесовским» занятием, разбил несчастную скрипку и тем самым прекратил музыкальное образование сына.

Деятельной, кипучей натуре Павла становились тесны  рамки отцовских предприятий. После кончины родителя лавки в Гостином дворе были проданы. Братья приобрели более просторное помещение неподалеку, в Чижевском подворье, где разместился амбар фирмы. Братья решили действовать сообща, и в 1867 году открыли в Москве торговый дом «П. и В. братья Рябушинские». Форма торгового дома подразумевала, что его полными собственниками являются двое совладельцев, отвечающие по обязательствам фирмы всем своим наличным имуществом. Между ними существовало разделение функций: Павел взял на себя заботу о промышленных предприятиях, Василий вел торговлю, сбыт фабричной продукции.

46 тысяч веретен

Вспоминая о «наших отцах», сын Павла Михайловича писал в эмиграции, что «меня всегда поражала в них способность распознавать часто вопреки видимости, каков корень учреждения, с которым им предлагали вступать в какие-либо деловые отношения. Вот это чутье, эта интуиция восхищали меня. Русского человека нередко упрекают в недостатке предприимчивости, особенно в сравнении с англосаксами. Дело не в этом, а в разнице характеров: англичанин в душе всегда игрок, даже если он серьезный деловой человек, а наши совсем не игроки, а очень осторожны и медлительны, решение принимают не сразу, но раз оно принято, гнут линию упорно и тягуче, несмотря на неудачи». Казалось бы, Павлу Михайловичу можно было спокойно продолжать налаженное дело, однако вскоре, с присущей ему прозорливостью и умением настоять на своем, он принимает ответственное решение, в корне изменившее сферу деловых приоритетов семейства.

В 50 - 60-х годах XIX века московские текстильные фирмы в массовом порядке переходят от ручного ткачества к механическому производству с использованием паровых двигателей. В основанных же М. Я. Рябушинским заведениях слишком велика была доля ручного труда, и они все более проигрывали в соревновании с механическими фабриками. Переоборудовать их оказалось дороже, нежели приобрести новое предприятие «на ходу». Внимательно следивший за новинками технического прогресса (неоднократно с этой целью бывал он в Англии, в то время по праву носившей высокое звание «мастерской мира»), Павел Михайлович в 1869 году покупает действующую бумагопрядильную фабрику на 46 тысяч веретен близ Вышнего Волочка Тверской губернии.

Предприятие было выстроено в 1857 году торговым домом «А. Шилов и сын», но в связи с кризисом хлопчатобумажного производства в начале 60-х годов, явившимся результатом Гражданской войны в США и сокращения импорта американского хлопка - основного сырья отечественной хлопчатобумажной промышленности в то время, фабрика была остановлена, а над владельцами учреждена администрация. Расположенная в полуверсте от железнодорожной станции Николаевской дороги, на равном расстоянии от двух столиц - Петербурга и Москвы, в районе сплавной реки Цны, по которой доставлялось древесное топливо, фабрика, несмотря на временный кризис, имела блестящие перспективы, и Павел Рябушинский отчетливо это сознавал.

Немецкое платье

Ради нового дела ему даже пришлось пойти на конфликт с братом, который был против промышленных проектов, оставаясь верным пусть менее доходному, но привычному торговому бизнесу. Василия привлекало также помещение капитала в процентные бумаги и учетные операции, банкирский промысел, который он начал осваивать. Расхождение было столь серьезным, что Павел вынужден был приобрести фабрику помимо торгового дома на собственные средства, но никакие препятствия не могли остановить его, раз речь шла об успехе задуманного дела.

Рубеж 70-х годов - время расцвета предпринимательской и общественной деятельности П. М. Рябушинского, мироощущение которого значительно отличалось от родительского. Не чураясь «иноземного» и «мирского», он носит уже не русский кафтан, а «немецкое платье», то есть европейский костюм. Пресеченное родителем юношеское увлечение музыкой не прошло бесследно. Став полноправным хозяином, Павел Рябушинский заводит знакомства в музыкальном и литературном мире, у него, страстного театрала, нередко собирались артисты любимого Малого театра. Если Михаил Яковлевич избегал каких-либо общественных должностей, то его наследник активно участвует в жизни своего сословия и в городском самоуправлении: избирается в члены московской шестигласной распорядительной Думы (1860), членом коммерческого суда (1867), выборным Московского Биржевого общества (1870) и т. п. Вместе с «тузами» деловой Москвы Т. С. Морозовым и В. К. Крестовниковым он участвует в обсуждении проекта о положении русской хлопчатобумажной промышленности в связи с предстоявшим заключением таможенного договора с Германией (1868) и подготавливает записку о необходимости таможенной защиты молодой отечественной индустрии от европейской конкуренции.

23 лет от роду по настоянию отца он женится на Анне Семеновне Фоминой, внучке известного старообрядческого начетчика, основателя Рогожского кладбища И. М. Ястребова, которая была старше мужа на несколько лет. У них родилось семь детей (сын, умерший в младенчестве, и шесть дочерей), но взаимопонимания между супругами не было. Жизнь их омрачалась полосой конфликтов и взаимными жалобами. Дело кончилось бракоразводным процессом в 1859 году, на котором П. М. Рябушинский обвинял жену в прелюбодеянии и добился официального расторжения семейных уз. Дочери были оставлены за родителем, отдавшим их на воспитание в пансион.

Затянувшийся холостяцкий период жизни Павла Михайловича закончился в 1870 году при обстоятельствах необычных. Собрался жениться в ту пору его младший брат Василий, а Павел, приехавший смотреть невесту, неожиданно так ею увлекся, что сделал предложение от своего имени и получил согласие ее родителей на брак. Избранницей оказалась Александра Степановна Овсянникова, 18-летняя дочь крупного хлеботорговца из Петербурга, старообрядца по вероисповеданию, ставшая преданной спутницей московского фабриканта до конца его дней. Несмотря на разницу в возрасте (жениху к тому времени исполнилось уже 50 лет), их союз оказался удивительно счастливым: шестнадцать детей родились в доме Рябушинских, из них тринадцать (восемь сыновей и пять дочерей) достигли совершеннолетия, трое детей умерли в детстве.

Анненская лента

Тяжелым стал для Рябушинских 1880 год. Их едва не погубил пожар - бич русских промышленников позапрошлого века.  В 1880 году пламя охватило Заворовскую фабрику, в огне пропало оборудование и запас товаров на красильно-отбельном, ткацком и бумаго-прядильном отделениях, сильно пострадали и сами корпуса. Однако торговый дом братьев Рябушинских обладал достаточным резервом средств, чтобы пережить это бедствие. Огонь в данном случае объективно способствовал технической модернизации. Из сохранившегося в архиве фабрики баланса торгового дома на Пасху (19 апреля) 1880 года следует, что за 1879 год совокупный капитал фирмы возрос с 4321 до 5504 тысяч рублей, на 20%! Фабрики с оборудованием до пожара оценивались в 889 тысяч рублей, на них действовали 713 ткацких станков при шести паровых машинах, производство дало 202 тысячи рублей чистой прибыли. Усилиями главным образом Павла  Михайловича росли и банкирские операции: торговый дом владел ценными бумагами на сумму 2423 тысячи рублей, имел прибыли от курсовых операций и от учета векселей 313 тысяч рублей.

Благодаря финансовым ресурсам фирмы уже в 1881 году восстановленные предприятия были оборудованы новейшими иностранными машинами, а еще через год, на Всероссийской промышленной выставке 1882 года в Москве, изделия вышневолоцких ткачей за высокое качество работы отмечены высшей наградой - правом маркировать товары изображением двуглавого орла, государственного герба России. Ранее за участие в мануфактурной выставке 1870 года П. М. Рябушинский пожалован был «золотой медалью для ношения на шее с Анненской лентой и надписью «за полезное». Заслуги владельцев фирмы получили полное признание в 1884 году, когда Павел Михайлович с семейством и Василий Михайлович Рябушинские указом императора Александра III Сенату были отмечены званием потомственных почетных граждан, на что имели право по закону как состоявшие более 20 лет во 2-й и 1-й купеческих гильдиях.

Товарищество мануфактур

Год спустя Василий Рябушинский скончался, одна половина его состояния перешла к Павлу Михайловичу, а другая поделена между дочерьми покойного брата Ивана Михайловича. Поскольку Василий и Павел имели равные доли в капитале торгового дома, из дела, таким образом, ушла четверть средств. Оставшись единственным владельцем фирмы, Павел Рябушинский решает изменить форму организации. Им выбирается излюбленный среди московских мануфактурных фирм тип акционерного предприятия в виде товарищества на паях. Выработку устава и его утверждение в инстанциях хозяин поручил присяжному поверенному С. А. Шереметевскому. С той поры, писали о нем потомки Павла Михайловича, «в качестве юрисконсульта Товарищества Вы неизменно стояли на страже его интересов».

Устав новой фирмы под названием «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» был утвержден в 1887 году. Главной его целью объявлялось «содержание и расширение действий бумагопрядильной, ткацкой, красильной, отбельной и аппретурной фабрик, находящихся в Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда при селе Заворове и принадлежащих потомственному почетному гражданину Павлу Михайловичу Рябушинскому». В собственность товарищества отошли, кроме фабрик, и лесные владения фирмы площадью 3,4 тысячи десятин, откуда на предприятие доставлялось древесное топливо. Основной капитал в сумме 2 миллионов рублей состоял из 2 тысяч паев по 1 тысяче рублей каждый. Паи являлись именными (на них фиксировалось имя владельца), продать их на сторону можно было только в том случае, если не найдется желающих купить паи из числа других совладельцев. Благодаря этому правилу, широко распространенному среди московских, семейных по характеру, фирм, затруднялся уход паев из общесемейного котла и блокировались возможные попытки со стороны конкурентов приобрести контрольный пакет.

Промышленный подъем

Резиденцией правления текстильного товарищества Рябушинских являлась Москва, директором-распорядителем стал, естественно, сам Павел Михайлович. Он же был и главным пайщиком, приобретя 787 паев и передав еще 200 жене. По одному паю в качестве поощрения получили ведущие служащие фирмы. При этом реальная стоимость переданных товариществу ценностей (фабричного оборудования, земли и строений, товаров и др.) почти на 500 тысяч рублей превышала величину объявленного основного капитала, и на эту сумму хозяин дела числился кредитором своего предприятия.

После смерти брата Павлу Михайловичу пришлось взять в свои руки и банкирские операции фирмы. Со свойственной ему энергией он повел дело так, что текстильное товарищество становится одним из ведущих банковских учреждений Москвы.

Однако Стихией Павла Рябушинского всегда было фабричное дело, которому он старался обучить свое потомство. Каждое лето подраставшие сыновья уезжали в Вышний Волочек, на фабрики, где служащие знакомили представителей нового поколения династии с секретами выделки фирменных тканей. В Москве старшие из братьев, если это не мешало учению, при всякой возможности отправлялись родителем в амбар в Чижевском подворье Китай-города, где работали в конторе и оптовом складе. Лишь на склоне лет дождавшись мужского потомства, Павел Михайлович торопил время, чтобы передать свое дело в руки профессионально подготовленных сыновей.

В период промышленного подъема конца XIX века предприятие Рябушинских набирает максимальный темп, по размеру оборотов уступая среди местных фабрик только знаменитой Тверской мануфактуре Морозовых. В 1895 году возносится ввысь огромный краснокирпичный корпус для бумагопрядильной фабрики, через два года Павел Рябушинский строит лесопильный завод, на котором начинает перерабатываться сплавляемая по реке Цне высокосортная древесина хвойных пород. «Лесные дачи» товарищества к тому времени охватывали уже площадь более 30 тысяч десятин. В 1898 году вводится техническая новинка - в ткацком и прядильном корпусах устанавливается электрическое освещение - вещь необычная в тихой жизни захолустного уездного городка. В 1899 году, последнем году жизни хозяина, предприятие произвело готовой продукции на 3715 тысяч рублей. Ткацких станков работало уже 1191, веретен - 77,2 тысячи, или почти в два раза больше, чем всего пять лет назад.

Прожив долгую, полную плодотворных трудов жизнь, Павел Михайлович скончался в декабре 1899 года в возрасте 79 лет, на пороге нового, XX столетия. Похороны состоялись на Рогожском кладбище, могила находилась на семейном участке, рядом с местом погребения отца, М. Я. Рябушинского (захоронения династии до наших дней не сохранились, будучи уничтоженными при советской власти). Век XIX, ставший в истории России, по крылатому выражению Александра Блока, веком «буржуазного богатства», уходил в историю... В 1802 году Михайло Яковлев при вступлении в купеческое сословие «объявил» капитал в 1 тысячу рублей, а сто лет спустя к наследникам его сына перешло громадное состояние, которым по праву могли гордиться потомки хозяйственных калужских мужиков. Около 20 миллионов рублей - такой цифрой оперировали газетные публицисты, оценивая имущество одного из столпов «Москвы купеческой».

1858

2 млн. руб. ассигнациями оставил детям в наследство основатель династии Михаил Яковлевич Рябушинский (1786 – 1858).

1869

268 тыс. руб. – сумма, заплаченная П.Рябушинским за  бумагопрядильную фабрику на 46 тыс. веретен.

1879

713 ткацких станков работали на фабриках Рябушинских.

1879

202 тыс. рублей – годовая прибыль производства Рябушинских.

1887

2 тыс. именных паев по 1 тыс. руб. каждый составили капитал «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями».

1899

3,7 млн. руб. – промышленный оборот «Товарищества мануфактур».  


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…

Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.

Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

array(4) { ["module_name"]=> string(4) "news" ["news_rubric_url_postfix"]=> string(8) "business" ["news_theme_url_postfix"]=> string(7) "legenda" ["news_url_postfix"]=> string(30) "fabrikant-mihail-ryabushinskij" }