Подпишитесь на интересную рассылку!

Отельер Цезарь Ритц

20.05.2016 6319

Король отельеров и отельер королей Цезарь Ритц объявил всему миру о том, что клиент всегда прав, и не ошибся, создав сеть самых роскошных отелей ХХ века, эталонных в премиальном сегменте рынка гостеприимства.

Биография Цезаря Ритца

Он родился в 1850 году в швейцарской деревушке Нидервальд, в которой в позапрошлом веке проживало чуть больше ста человек. Тринадцатый ребенок в семье фермера, разводившего коз на альпийских пастбищах.

Учился Цезарь во франкоязычном кантоне Вале. Французский язык потом ему очень пригодился. Но начинал он в немецкоговорящем городе Бриге – помощником официанта в ресторане небольшого отеля.

Это только так называлось – «помощник официанта». Цезарь мыл полы, чистил обувь постояльцев, таскал их чемоданы, колол дрова, зимой скалывал лед, а летом поливал и пропалывал разбитые хозяином грядки с овощами. В общем, был мальчиком на побегушках. Это честолюбивого юношу никак не устраивало.

И в 1867 году он приехал в Париж. В связи с открытием Всемирной выставки парижские отели были переполнены. Цезарь Ритц без особого труда устроился официантом в скромную гостиницу Hotel de la Fidelite.

Париж произвел на юношу огромное впечатление. Он понял: вот то место, где сбываются все мечты. И работал не покладая рук.

В Hotel de la Fidelite он был уже не мальчиком на побегушках, а сотрудником, непосредственно обслуживающим клиентов. Клиенты быстро оценили прекрасную память, предупредительность, учтивость юного швейцарца и просили, чтобы их обслуживал именно он. Ритца перевели в старшие официанты, а затем и вовсе назначили метрдотелем ресторана.

Однако в 19 лет Ритц сознательно пошел на понижение – перешел простым официантом в ресторан Voisin. Дело того стоило: Voisin – ресторан совсем другого уровня, с другой, как бы сейчас сказали, VIP-клиентурой. Своей международной популярностью и вниманием европейской знати ресторан был обязан прежде всего работавшему там гению кулинарного искусства Огюсту Эскофье.

Voisin, как позже вспоминал Цезарь Ритц, стал для него прекрасной школой. Именно там 19-летний швейцарец сформулировал главный принцип сервиса высшего качества, известный сегодня каждому: «Клиент всегда прав». Он помнил пристрастия и причуды всех завсегдатаев ресторана (а среди них – Марсель Пруст, Александр Дюма-сын, Жорж Санд, Теофиль Готье), легко угадывая и предвосхищая любые их желания.

На первых порах Эскофье оказывал Ритцу покровительство, хоть и был всего лишь на четыре года старше. А вскоре между ними установились дружеские отношения. Так зарождался будущий блистательный деловой союз отельера с ресторатором. Эскофье впоследствии присвоили неофициальный титул «императора поваров», а Ритцу – «короля отельеров и отельера королей».

Отельер Цезарь Ритц

Ресторатор и куратор

В 1873 году Цезарь Ритц прибыл в Вену, где в этот год открылась очередная World-Expo. Устроился метрдотелем во французский ресторан Les Trois Freres Provencaux. Однако, будучи человеком наблюдательным, имеющим аналитический склад ума, Ритц понимал, что недавно зародившийся в Европе гостиничный бизнес сулит куда большую выгоду, чем кулинарное дело. И в скором времени он перешел на пост управляющего небольшим отелем Rigi-Kulm в швейцарских Альпах.

Проявив чудеса изобретательности, Ритц помог хозяину отеля с честью выйти из, казалось бы, безнадежной ситуации. Однажды в конце сентября в горах разыгралась страшная непогода: ударил совсем не европейский мороз, сопровождавшийся пронизывающим до костей ветром. С часу на час в отель должна была прибыть группа знатных туристов, совершавших затяжной пеший переход. И к ужасу обслуги отеля отопительный котел вышел из строя.

Хозяин потерял самообладание и панически бежал, свалив бремя грядущего позора на плечи Ритца. А тот действовал. Велел вытащить из медных горшков пальмы, порубить их и разжечь в горшках огонь. На огне нагрели кирпичи от спешно разобранной хозяйственной постройки, закутали их в одеяла – получились грелки. Когда продрогшие туристы прибыли в Rigi-Kulm, Ритц встретил их теплом, сытной едой и уложил в прогретые постели.

Молва быстро распространился по профессиональному сообществу этот казус. Ритца наперебой зазывали в лучшие отели Швейцарии. Он выбрал роскошный National в Люцерне. Поскольку National работал только в летний сезон, Ритц параллельно взялся за Grand-Hotel в Монте-Карло, где частенько останавливался принц Уэльский, будущий король Англии Эдуард VII. Принц высоко отозвался об изменениях, произошедших в отеле благодаря новому управляющему. В Grand-Hotel зачастили и другие члены королевских фамилий.

В Grand-Hotel, обслуживая сильных мира сего, Цезарь Ритц сформулировал требования к отельеру высшей категории: «Видеть все и закрывать глаза на все, слышать все и забывать услышанное, знать больше других и помалкивать об этом». Хорошо знавший королей, принцев, министров, он за всю свою карьеру не обмолвился ни словом об их частной жизни. А ведь ему не раз доводилось невольно узнавать такое, что могло послужить поводом для громких скандалов, а то и международных конфликтов.

Популярность Ритца росла. Он курировал все больше отелей, назначая в некоторые из них собственных управляющих. Отладив, словно механизм швейцарских часов, отель в Монте-Карло, Ритц заинтересовался другим фешенебельным курортом – Баден-Баденом. Чтобы занять освободившуюся вакансию директора баден-баденского отеля De la Conversation, ему пришлось в 1888 году участвовать, как теперь принято выражаться, в тендере. И он победил в состязании с 49 конкурентами. В De la Conversation Ритц познакомился с германским императором, тот лестно высказался об отеле, что немало способствовало притоку клиентуры высшей пробы.

Следующий его прорыв – Hotel de Province в Каннах. К тому времени Ритц приобрел и славу лучшего в Европе организатора банкетов для высшего общества, способного каждый раз поразить гостей размахом, красочностью, изысканностью торжественного мероприятия. Так, баден-баденский ресторан он превращал на вечер в тропический сад с щебечущими в ветвях экзотическими птицами. А в Каннах Ритц устроил парад 50 яхт, расцвеченных разноцветными огнями. И, конечно же, успех его пиров в значительной мере предопределялся тем, что в роли шеф-повара неизменно выступал Огюст Эскофье.

После Канн пал Лондон. Ритц полностью преобразил недавно открывшийся и практически не приносивший дохода отель Savoy. Прежде всего Цезарь Ритц переделал интерьер, угнетавший постояльцев своей тяжеловесной мрачностью. Шефом пригласил все того же Огюста Эскофье, и лондонцы сделали важное для себя открытие: пища может не только насыщать, но и пробуждать возвышенные чувства. В ресторан приглашались лучшие оркестры – англичанам, привыкшим ужинать в тишине, это понравилось. Более того, они приходили в ресторан с дамами, отступив от традиции джентльменских ужинов в закрытых клубах.

Узнав, что его самый главный клиент – принц Уэльский – не сможет провести коронацию в отеле Ritz, отельер лишился чувств.

Главный клиент

Однажды принц Уэльсский изрек фразу, которая стала самой лучшей рекламой для швейцарского отельера: «Куда пойдет Ритц, туда пойду и я». Неудивительно, что 1 июня 1898 года принц присутствовал при открытии отеля Ritz.

Отельер Цезарь Ритц

В 1896-м Ритц купил в Париже на Вандомской площади роскошный особняк, когда-то принадлежавший герцогу де Грамону. Целый год модный архитектор Шарль Мевс предлагал придирчивому отельеру один проект переустройства за другим, пока выбор не пал на самый респектабельный вариант. Еще год строители превращали особняк в настоящий дворец.

Ритц вложил в отель всю свою душу. Накануне открытия он сказал молодой жене: «У нас уже есть два сына, а теперь появилась еще и дочка».

Ритц построил не просто дворец, а современный дворец. Впервые в истории каждый номер имел ванную комнату, горячую воду и электричество. И был оборудован хайтековским средством связи той поры – телефоном.

Интерьеру Ритц всегда придавал решающее значение. Стены сверкали белизной, чтобы на них можно было различить минимальное загрязнение. Цвет абажуров выбирался долго и придирчиво. В конце концов остановились на нежно-персиковой материи: пусть исходящий от ламп свет освежает лицо любой женщины. Немало Ритц потрудился и над размещением люстр в ресторане. Он увешивал жену драгоценностями, сажал ее за разные столики и экспериментировал со светом, добиваясь, чтобы бриллианты заиграли.

Изумлял и уровень сервиса. На каждого постояльца приходилось по три представителя обслуживающего персонала. Они окружали гостей ненавязчивой заботой в любое время суток. Привычки и вкусы знатных постояльцев тщательно изучались и фиксировались. Какой-нибудь министр здравоохранения из не самой крупной страны мог вернуться в Ritz через пару лет и обнаружить в номере именно те газеты и те предметы обихода, которые его интересуют. И даже полотенце висело так, как он его вешал два года назад.

Рынок гостеприимства, в ту пору только еще формировавшийся, безоговорочно признал Ritz самым фешенебельным отелем мира. Бренд распространился и на те отели, которыми Ритц занимался ранее. Вот неполный перечень городов, охваченных сетью Ritz: Париж, Лондон, Монте-Карло, Рим, Франкфурт, Баден-Баден, Висбаден, Палермо, Лиссабон, Лозанна, Каир, Мадрид, Йоханнесбург, Нью-Йорк… Для управления сетью Ритц учредил Hotels Ritz Development Company и сам ее возглавил.

В 1902 году, узнав, что его самый главный клиент – принц Уэльский – не сможет провести коронацию в отеле Ritz из-за приступа аппендицита, 52-летний отельер упал в обморок. Более часа его не могли привести в чувство. Сказалось громадное напряжение, круглосуточно сопровождавшее его профессиональную деятельность.

От этого удара Цезарь Ритц так до конца и не оправился. До 1908 года он несколько раз он появлялся перед публикой на церемониях открытия новых отелей. А затем его поместили в закрытую клинику в Лозанне. Скончался Цезарь Ритц в 23 октября 1918 года в возрасте 67 лет.

Дело Ритца продолжили его вдова Мари и «император поваров» Огюст Эскофье. В наше время сеть Ritz-Carlton, состоящая из 77 отелей в 25 странах мира, управляется компанией Ritz-Carlton Hotel Company, которая входит в холдинг Marriott International.


Статьи по теме

Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.

Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.

Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

Вам будет интересно

iQ-form приняла участие во Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России»

iQ-form приняла участие во Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России», которая прошла в Гостином дворе при поддержке Министерства здравоохранения, образования, промышленности и торговли России.

Зарплатный проект. Как взять с банка по максимуму.

Когда банки говорят, что для руководства компании переводить зарплаты сотрудникам на пластиковые карты удобнее и выгоднее, чем выдавать наличными, - это правда. Без подвохов.

Инвестируем в знания: как организовать корпоративное обучение английскому языку?

Как повысить лояльность сотрудников?
Вместе с экспертами кадровой компании Coleman Services разбираемся, как сплотить коллектив в трудные времена и повысить эффективность бизнеса